Продажи иностранных автомобилей в России в 2007 году увеличились на 82% и достигли 1 840 000 штук, в то время как 2006 году объем продаж иностранных автомобилей составил 1 008 8262 штук.
В 2007 году рынок иностранных автомобилей вырос на 82% по сравнению с предыдущим годом, опередив темп роста 2006 г. (66%).
Рынок лизинга, с 2001 года демонстрировавший положительные темпы прироста (в среднем около 68% в год), впервые сократился. Четвертый квартал, обычно наиболее продуктивный для рынка лизинга и приносивший объем сделок, сопоставимый с первой половиной года, в 2008 году обеспечил чуть более 1/7 части годовой суммы контрактов. Новый бизнес на рынке по итогам 2008 года снизился на 27,8% к результату 2007 года. Сумма новых лизинговых сделок составила 720 млрд. руб. (28,95 млрд. долл.), а совокупный портфель лизинговых компаний (платежи к получению) – 1390 млрд. руб.
Индикаторы развития рынка лизинга*
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
Объем нового бизнеса, млрд руб. | 226 | 399 | 997 | 720 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. | 79,2 | 136 | 294 | 402,8 |
Объем профинансированных средств, млрд. руб. | 110,3 | 201,1 | 537 | 442 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб. | 339 | 530 | 1202 | 1390 |
* Источник: РА «Эксперт»
На автомобильном рынке все более значимым становится сектор корпоративных продаж, большую роль в этом играет развитие лизинга.
Российский автомобильный рынок обладает заметным потенциалом, а именно: за четыре года спрос вырос в пять раза. В сегменте лизинга автотранспорта российские лизинговые компании повторяют тенденцию стран Центральной и Восточной Европы.
Большинство российских и западных фирм отказывается от пополнения своего автопарка за счет собственных средств, предпочитая иметь дело с лизинговыми компаниями. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуется.
За последнее десятилетие лизинг получил всеобщее признание и, бурно развиваясь, на сегодняшний день приобрел наибольшую популярность как альтернативный метод финансирования инвестиций в основные средства. Лизинг является высокоэффективным методом инвестирования и выгоден для всех участников торговых операций (лизингодатель, лизингополучатель, поставщик предмета лизинга, страховые компании, кредитные организации).
Структура рынка лизинга в 2008 году*
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе в 2008г. |
Грузовой автотранспорт | 16,38% |
Железнодорожная техника | 13,49% |
Авиационный транспорт | 13,38% |
Легковые автомобили | 9,11% |
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах | 8,58% |
Дорожно-строительная техника | 3,95% |
Сельскохозяйственная техника | 3,87% |
Энергетическое оборудование | 3,62% |
Здания и сооружения | 3,60% |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование | 3,18% |
Автобусы и микроавтобусы | 2,49% |
Телекоммуникационное оборудование | 2,39% |
Погрузчики и складское оборудование | 1,89% |
Оборудование для нефтедобычи и переработки | 1,41% |
Полиграфическое оборудование | 1,25% |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное | 1,20% |
Прочие виды оборудования (менее 1% каждый) | 10,21% |
* Источник: РА «Эксперт»
Объемы рынка автолизинга в России в 2008 году
(из общей структуры лизинга)
% от всего рынка лизинга | Объем нового бизнеса, млрд.руб. | |
Грузовые автомобили | 16,38% | 117,936 |
Легковые автомобили | 9,11% | 65,592 |
Автобусы и микроавтобусы | 2,49% | 17,928 |
Всего, автолизинг | 27,98% | 201,456 |
Несмотря на катастрофическое падение рынка, лизинг автотранспорта единственный крупный сегмент, показавший рост по сравнению с прошлым годом. Объем нового бизнеса лизинга автотранспорта вырос на 6,25% и составил 117 851,73 млн рублей. При этом количество контрактов увеличилось на 20%, до 52 824 договоров.
Автомобильный рынок в России, несмотря на кризис, также показал рост в 2008 году. Продажи легковых автомобилей выросли на 17% и достигли 2 114 тыс. проданных автомобилей.
Кроме того в условиях кризиса лизинговые компании сами предпочитают работать с автотранспортом, нежели с оборудованием и недвижимостью. Это связано с высокой ликвидностью автомобилей. Кроме того этот предмет лизинга проще изъять у лизингополучателя в случае дефолта последнего, что особенно актуально в кризисных условиях. Еще одна причина роста объемов лизинга автостранспорта – сокращение объемов банковского кредитования и автокредитования в частности. Что вынудило многие фирмы обратиться в лизинговые компании.
Структура лизинга автотранспорта по объему новых сделок не претерпела значимых изменений, по-прежнему, преобладают сделки с грузовыми автомобилями. Также не изменилась структура рынка лизинга автотранспорта по количеству заключенных контрактов, как и в прошлом году на долю легкового автотранспорта приходится свыше половины заключенных контрактов.
Говоря о каждом виде автотранспорта в отдельности, надо отметить, что рост объемов сделок в 2008 году происходил практически во всех сегментах за исключением грузового транспорта и автобусов. Причем автобусы и в удачные для лизинга годы не показывали больших результатов роста, поэтому их падение на 10,81% неудивительно. Что касается лизинга грузового автотранспорта, то падение на 4,27% можно связать со сложной ситуацией на рынке продаж грузовых автомобилей. По оценкам экспертов рынок грузовых автомобилей в Европе в 2008 году упал на 4-6% в 2008 году, а в России лучшем случае останется на уровне 2007 года.
Рынок автолизинга зависит от авторынка в целом, которому в текущем году предсказывают по разным сценариям сокращение от 25% до 55%.
Наиболее успешными видами лизинга автотранспорта в 2008 году стали лизинг спецавтотранспорта и лизинг прицепов и полуприцепов. Рост произошел как по объемам сделок, так и по количеству сделок, в среднем на 27%.
Как будет развиваться лизинг автотранспорта в 2009 году, будет зависеть от нескольких факторов. Это и общая экономическая ситуация в стране, и проблема финансирования лизинговых компаний, и развитие автомобильного рынка в России. Рост валютных курсов провоцирует повышение стоимости ввозимых автомобилей. Это позволяет рассчитывать на увеличение доли автотранспорта, производимого в России на отечественных и совместных предприятиях.
Название компании | Объем нового бизнеса в млн. руб. без НДС | Количество контрактов | |
1 | Europlan | 8049,4 | 7605 |
2 | CARCADE Лизинг | 7258,32 | 6973 |
3 | ЛК «Уралсиб» | 2807,59 | 1840 |
4 | Газтехлизинг | 2235,72 | 481 |
5 | Арвал | 1966 | 2436 |
6 | Фольксваген Груп Финанц | 1801,86 | 1265 |
7 | ФБ-Лизинг | 1670,24 | 1460 |
8 | Группа Компаний «Балтийский Лизинг» | 1343,83 | 913 |
9 | Интерлизинг | 928,82 | 497 |
10 | РГ Лизинг | 797,88 | 423 |
11 | Элемент Лизинг | 794,15 | 915 |
* Источник: РА «Эксперт»
Лизинг имеет тройственную экономическую основу. Помимо свойств арендной деятельности он несет в себе существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной деятельности. Основные принципы кредитования – срочность, возвратность и платность – полностью реализуются в лизинговых сделках.