Рынок автолизинга в России

Продажи иностранных автомобилей в России в 2007 году увеличились на 82% и достигли 1 840 000 штук, в то время как 2006 году объем продаж иностранных автомобилей составил 1 008 8262 штук.

В 2007 году рынок иностранных автомобилей вырос на 82% по сравнению с предыдущим годом, опередив темп роста 2006 г. (66%).

Рынок лизинга, с 2001 года демонстрировавший положительные темпы прироста (в среднем около 68% в год), впервые сократился. Четвертый квартал, обычно наиболее продуктивный для рынка лизинга и приносивший объем сделок, сопоставимый с первой половиной года, в 2008 году обеспечил чуть более 1/7 части годовой суммы контрактов. Новый бизнес на рынке по итогам 2008 года снизился на 27,8% к результату 2007 года. Сумма новых лизинговых сделок составила 720 млрд. руб. (28,95 млрд. долл.), а совокупный портфель лизинговых компаний (платежи к получению) – 1390 млрд. руб.

Индикаторы развития рынка лизинга*

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Объем нового бизнеса, млрд руб. 226 399 997 720
Объем полученных лизинговых платежей, млрд. руб. 79,2 136 294 402,8
Объем профинансированных средств, млрд. руб. 110,3 201,1 537 442
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд. руб. 339 530 1202 1390

* Источник: РА «Эксперт»

На автомобильном рынке все более значимым становится сектор корпоративных продаж, большую роль в этом играет развитие лизинга.

Российский автомобильный рынок обладает заметным потенциалом, а именно: за четыре года спрос вырос в пять раза. В сегменте лизинга автотранспорта российские лизинговые компании повторяют тенденцию стран Центральной и Восточной Европы.

Большинство российских и западных фирм отказывается от пополнения своего автопарка за счет собственных средств, предпочитая иметь дело с лизинговыми компаниями. Спрос на лизинг автотранспорта стимулирует и то, что предоставление корпоративного транспорта в пользование персоналу является достаточно сильным мотивирующим фактором, и ряд компаний этим активно пользуется.

За последнее десятилетие лизинг получил всеобщее признание и, бурно развиваясь, на сегодняшний день приобрел наибольшую популярность как альтернативный метод финансирования инвестиций в основные средства. Лизинг является высокоэффективным методом инвестирования и выгоден для всех участников торговых операций (лизингодатель, лизингополучатель, поставщик предмета лизинга, страховые компании, кредитные организации).

Структура рынка лизинга в 2008 году*

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе в 2008г.
Грузовой автотранспорт 16,38%
Железнодорожная техника 13,49%
Авиационный транспорт 13,38%
Легковые автомобили 9,11%
Строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 8,58%
Дорожно-строительная техника 3,95%
Сельскохозяйственная техника 3,87%
Энергетическое оборудование 3,62%
Здания и сооружения 3,60%
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 3,18%
Автобусы и микроавтобусы 2,49%
Телекоммуникационное оборудование 2,39%
Погрузчики и складское оборудование 1,89%
Оборудование для нефтедобычи и переработки 1,41%
Полиграфическое оборудование 1,25%
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное 1,20%
Прочие виды оборудования (менее 1% каждый) 10,21%

* Источник: РА «Эксперт»

Объемы рынка автолизинга в России в 2008 году

(из общей структуры лизинга)

 

  % от всего рынка лизинга Объем нового бизнеса, млрд.руб.
Грузовые автомобили 16,38% 117,936
Легковые автомобили 9,11% 65,592
Автобусы и микроавтобусы 2,49% 17,928
Всего, автолизинг 27,98% 201,456

 

Несмотря на катастрофическое падение рынка, лизинг автотранспорта единственный крупный сегмент, показавший рост по сравнению с прошлым годом. Объем нового бизнеса лизинга автотранспорта вырос на 6,25% и составил 117 851,73 млн рублей. При этом количество контрактов увеличилось на 20%, до 52 824 договоров.

Лизинг автотранспорта
Лизинг автотранспорта

Автомобильный рынок в России, несмотря на кризис, также показал рост в 2008 году. Продажи легковых автомобилей выросли на 17% и достигли 2 114 тыс. проданных автомобилей.

Кроме того в условиях кризиса лизинговые компании сами предпочитают работать с автотранспортом, нежели с оборудованием и недвижимостью. Это связано с высокой ликвидностью автомобилей. Кроме того этот предмет лизинга проще изъять у лизингополучателя в случае дефолта последнего, что особенно актуально в кризисных условиях. Еще одна причина роста объемов лизинга автостранспорта – сокращение объемов банковского кредитования и автокредитования в частности. Что вынудило многие фирмы обратиться в лизинговые компании.

Структура лизинга автотранспорта по объему сделок
Структура лизинга автотранспорта по объему сделок

Структура лизинга автотранспорта по объему новых сделок не претерпела значимых изменений, по-прежнему, преобладают сделки с грузовыми автомобилями. Также не изменилась структура рынка лизинга автотранспорта по количеству заключенных контрактов, как и в прошлом году на долю легкового автотранспорта приходится свыше половины заключенных контрактов.

Говоря о каждом виде автотранспорта в отдельности, надо отметить, что рост объемов сделок в 2008 году происходил практически во всех сегментах за исключением грузового транспорта и автобусов. Причем автобусы и в удачные для лизинга годы не показывали больших результатов роста, поэтому их падение на 10,81% неудивительно. Что касается лизинга грузового автотранспорта, то падение на 4,27% можно связать со сложной ситуацией на рынке продаж грузовых автомобилей. По оценкам экспертов рынок грузовых автомобилей в Европе в 2008 году упал на 4-6% в 2008 году, а в России лучшем случае останется на уровне 2007 года.

Рынок автолизинга зависит от авторынка в целом, которому в текущем году предсказывают по разным сценариям сокращение от 25% до 55%.

Объем нового бизнеса сегментов рынка автолизинга
Объем нового бизнеса сегментов рынка автолизинга

Наиболее успешными видами лизинга автотранспорта в 2008 году стали лизинг спецавтотранспорта и лизинг прицепов и полуприцепов. Рост произошел как по объемам сделок, так и по количеству сделок, в среднем на 27%.

Как будет развиваться лизинг автотранспорта в 2009 году, будет зависеть от нескольких факторов. Это и общая экономическая ситуация в стране, и проблема финансирования лизинговых компаний, и развитие автомобильного рынка в России. Рост валютных курсов провоцирует повышение стоимости ввозимых автомобилей. Это позволяет рассчитывать на увеличение доли автотранспорта, производимого в России на отечественных и совместных предприятиях.

  Название компании Объем нового бизнеса в млн. руб. без НДС Количество контрактов
1 Europlan 8049,4 7605
2 CARCADE Лизинг 7258,32 6973
3 ЛК «Уралсиб» 2807,59 1840
4 Газтехлизинг 2235,72 481
5 Арвал 1966 2436
6 Фольксваген Груп Финанц 1801,86 1265
7 ФБ-Лизинг 1670,24 1460
8 Группа Компаний «Балтийский Лизинг» 1343,83 913
9 Интерлизинг 928,82 497
10 РГ Лизинг 797,88 423
11 Элемент Лизинг 794,15 915

* Источник: РА «Эксперт»

Лизинг имеет тройственную экономическую основу. Помимо свойств арендной деятельности он несет в себе существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной деятельности. Основные принципы кредитования – срочность, возвратность и платность – полностью реализуются в лизинговых сделках.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x