В настоящее время наблюдается стабильный рост российской экономики, который основывается на экономической политике и возникновении большого числа малых и средних предприятий в нашей стране. Но большинство из них погибает в первые годы своей жизни. Это связано со многими причинами: быстрые темпы развития современной экономики, жесткая конкуренция, рост дохода населения и огромный выбор товаров и услуг приводят к тому, что продукту или компании становится все труднее быть замеченными на рынке.
Динамичное развитие российского рынка непосредственно связано с повышением значимости и ценности маркетинговой информации. Увеличивающиеся темпы роста информатизации общества, способствовали тому, что потребителю стали доступны большие объемы информации. Предприятия, однако, не могут увеличивать объемы своих коммуникаций пропорционально увеличению объема информации, доступной потребителю. В этих условиях значение коммуникационной функции маркетинга растет, а вопрос эффективности использования потенциала коммуникационного инструментария становится актуальным. Понимая под коммуникацией в общем виде «обмен осмысленными сообщениями в знаковой форме», «коммуникационный микс» следует рассматривать, как систему инструментов налаженного обмена информацией с рынком сбыта, позволяющую предприятию адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и добиваться поставленных целей.
Концепция маркетинговых коммуникаций в целом построена на признаке информированности. С учетом данного признака к «коммуникационному миксу» относится реклама, стимулирование сбыта и PR. Основными инструментами «микса продвижения» считается сэйлз промоушн, мерчандайзинг и директ мэйл. Их целевое назначение заключается во временной активизации спроса и непосредственном воздействии на покупателя. Общей чертой данных инструментов является тактический временный характер в отличие от стратегического назначения и постоянного долговременного характера «коммуникационного микса». Инструменты «коммуникационного микса» оказывают серьезное влияние на поведение и покупательские способности потребителя, а также способствуют развитию бренда. Коммуникационный процесс бренда — это контакт, связь с потребителями с целью обмена идеями и содержащейся в бренде информацией в устном или письменном виде посредством символов. Цель коммуникаций — добиться от потребителя товаров при восприятии содержания бренда положительных эмоций от полученной информации.
Эффективный коммуникационный процесс способствует формированию доверительных отношений между брендом и потребителем, поскольку они возникают, поддерживаются и развиваются через коммуникации и проявляют себя в коммуникациях. Все основные элементы и функции коммуникаций ориентированы на передачу потребителю объективных и убедительных сообщений, которые способствовали бы принятию правильных решений по отношению к бренду. Коммуникации в маркетинговой деятельности осуществляются в различных видах и формах, исследование которых позволяет определить способы повышения их эффективности. Эффективность отношений «бренд—потребитель» зависит от организации маркетинговых коммуникаций, с помощью которых формируются доверительные отношения. Бренд должен нести в себе важное для потребителя содержание, вызывая у него желание вступить в отношения с ним.
Бренд выражает через символ содержание личности, ее интересы и потребности в торговой марке, поэтому при формировании бренда учитываются такие экономические категории, как «потребность», «спрос» и «предложение». Эти экономические категории являются основным фактором продвижения товара на рынке. На современном этапе основными инструментами в конкурентной борьбе становятся бренд и его визуальная идентичность. Таким образом, создавая бренд при помощи эффективного использования маркетинговых коммуникаций и коммуникационных инструментов повышается устойчивость и конкурентоспособность предприятий, что находит отражение в развитии малого и среднего бизнеса. Это в свою очередь влияет на экономический рост РФ. В условиях глобализации появляется большое количество многонациональных компаний, они копируют и переносят в российскую действительность многие западные разработки в области маркетинговых коммуникаций и создания успешного бренда. Эти разработки успешно апробированные на Западе не всегда так же эффективно работают в нашей стране. При использовании каких-либо новых западных технологий необходимо учитывать российскую специфику и положение экономики.
Источник: журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»