Маркетинг как философия становится определяющим фактором в отношении принципов и методов рыночной деятельности. Это справедливо и для современной системы образования, поскольку её основной механизм управления всё больше обретает рыночные черты. Рассматривая методологию брендинга в сфере образования, необходимо рассмотреть две маркетинговые ориентации. Это так называемая «производственная» (производственно-сбытовая) ориентация и рыночная ориентация.
Для производителей товаров и услуг, в т.ч. образовательных, степень приверженности маркетингу как философии рынка выражается в степени перехода от т.н. «производственной» или производственно-сбытовой ориентации фирмы к рыночной, маркетинговой ориентации. Анализ практики показывает, что для образовательных учреждений существуют свои различия между этими типами ориентаций.
Установки Вуза при «производственной» ориентации.
Установки Вуза при рыночной ориентации.
Создание образовательного бренда является неотъемлемой частью рыночной ориентации и возможно только в её рамках. Это новая тенденция для российской экономики становится вполне привычной, однако для сферы образования она ещё недостаточно адаптирована. Многие десятилетия государство выступало основным заказчиком образовательных услуг, а образовательные потребности личности как конечного потребителя образовательных услуг практически игнорировались. Развиваясь по законам бизнеса, система образования в России постепенно переходит в новое состояние, ориентацией которого является удовлетворение потребностей внешней среды, формирующей требования к выпускникам учебных: заведений.
Сегодня для обеспечения устойчивой конкурентной позиции вуза необходимо готовить специалистов, востребованных рынком труда. Основная маркетинговая задача вуза – опережать, прогнозировать потребности рынка труда, а не догонять. Для формирования успешного образовательного бренда необходим комплексный подход к маркетинговой деятельности вуза. Элементы маркетинговой политики складываются из системы внутреннего и внешнего маркетинга, на уровне которых формируются определенные инструменты взаимодействия с потребителем. В основу маркетинговой политики положен анализ процесса взаимодействия вуза и потребителя, представляющий собой четыре взаимосвязанных этапа.
Этап I. Формирование потребности в получении образования
Этап II. Процесс принятия решения о выборе вуза
Этап Ш. Образовательный процесс
Этап IV. Процесс трудоустройства и взаимодействия с выпускниками
Представленная концепция позволяет рассматривать маркетинговую деятельность вуза как систему, согласно которой каждый сотрудник вуза от вспомогательного персонала до высшего руководства является маркетологом на своем рабочем месте и ежедневно занимается формированием позитивного бренда образовательного заведения. От эффективности работы каждого сотрудника и от того, какой вклад он внес в реализацию брендинговой политики, зависит эффективность и результативность системы в целом, а именно репутация, имидж вуза и его конкурентоспособность. Наиболее устоявшиеся принципы маркетинга, определяющие его технологию и управление маркетинговой деятельностью.
Основные методы маркетинга.
Важным направлением поиска эффективных стратегий построения успешного образовательного бренда является исследование методических вопросов оценки образовательного потенциала вуза. По нашему мнению, проблему оценки образовательного потенциала вуза следует рассматривать с двух сторон:
— Образовательный потенциал как совокупность ресурсов,
— Образовательный потенциал как совокупность возможностей в сфере удовлетворения потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии в процессе обучения.
Всевозрастающая потребность в оценке уровня развития образовательного потенциала вуза с целью выбора места обучения или же поиска специалистов обусловила в последние годы появление различных методических подходов к определению рейтингов вузов. Сравнение показателей, используемых для расчета рейтинга вузов Министерства образования РФ и рейтинга «100 лучших вузов России» журнала «Карьера». Помимо рассмотренных выше методик, одной из заметных тенденций в последние годы стало появление рейтингов вузов, которые рассчитываются различными организациями, периодическими изданиями и Интернет-сайтами. Внутривузовские методики определения рейтинга позволяют анализировать деятельность подразделений высшего учебного заведения (кафедр, факультетов) и учитывают лишь некоторые показатели, характеризующие отдельные стороны образовательного потенциала. При формировании стратегии развития образовательного потенциала важное значение имеет разработка методических вопросов комплексной ресурсной оценки, которая позволяет выявлять сильные и слабые стороны ресурсного обеспечения образовательного процесса в условиях конкретной временной ситуации. Рыночная оценка позволит выявить слабые и сильные стороны развития образовательного потенциала с точки зрения различных категорий потребителей образовательной деятельности вуза и выработать соответствующие управленческие решения.
Источник: журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»