Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических лиц и населения в государ ственный или местный бюджет Налоги служат* ос новным источником поступлений в государственный бюджет, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовле творение общественных потребностей.
Налог как способ изъятия и перераспределения до хода возникает вместе с государством. Теоретическое обоснование государственного налогообложения на чалось лишь с середины XVIII в. в связи с потребно стями формирующегося буржуазного общества и раз вивающейся буржуазной государственности. Родона чальником науки о налогах считается английская клас сическая школа политической экономии. Эта школа раскрыла понятие налога, определила место налого вой политики государства в хозяйственной жизни и сформулировала основные принципы налогообложе ния, которые позднее были дополнены и развиты.
Каждое государство создает свою налоговую сис тему, однако, можно назвать виды налогов, которые существуют в большинстве стран, обеспечивая основ ную массу поступлений в бюджет государства Налоги бывают «прямыми» и «косвенными».
Прямые взимаются с доходов и имущества, косвен ные включаются в цену и тарифы на услуги. Ставки налога могут быть прогрессивными (растут быстрее, чем прирастает доход), пропорциональными (забира ют одинаковую часть любого дохода), регрессивными (повышенными для низких доходов, пониженными для высоких),
В России законодательством предусмотрено более сорока налогов. Главные из них следующие.
— Налог на прибыль уплачивается предприятиями с валовой прибыли, исчисляемой как разность между выручкой от реализации товаров и затратами на производство. Помимо этого, они уплачивают налоги с дивидендов, с доходов от операций с ценными бумагами, с доходов от долевого участия в других предприятиях.
Налог на добавленную стоимость (НДС) изымает в бюджет часть стоимости, создаваемой на всех стадиях производства. Он исчисляется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. В итоге этот косвенный налог оплачивает конечный потребитель. Он же оплачивает и другие косвенные налоги: таможенные пошлины на импортные, экспортные и транзитные товары;
Фискальные монопольные налоги на товары мас сового спроса, а также имеющие широкое распростра нение услуги (коммунальные, транспортные, культур ные). Часто косвенные налоги бывают регрессивными.
Подоходный налог с физических лиц, взимаемый ежемесячно бухгалтерией, уточняется по итогам года в декларации о совокупном годовом доходе, представ ляемой в налоговую инспекцию. В этом налоге исполь зуется прогрессивная шкала, с каждой ступенью кото рой налоговая ставка повышается. Вместо прямых льгот по налогу введены вычеты из облагаемого нало гом совокупного дохода сумм, кратных размеру мини мальной месячной зарплаты. Законом о подоходном налоге каждому гражданину вменяется в обязанность вести учет, когда, за что, от кого, какие суммы получе ны, какова величина издержек их получения.
Для прогнозирования реального воздействия на до ходы населения того или иного вновь вводимого нало га подсчитывают, на какую величину новый налог из менит дискреционный дохода, е. ту часть чистого до хода потребителей, которая предназначена на расхо-цы по собственному усмотрению и которая остается после оплаты всех обязательных расходов на удов летворение жизненных потребностей. Использование большого числа налогов позволяет расширить налого облагаемую базу и не оказывает негативного психоло гического воздействия на плательщиков налогов.
Законодательство предусматривает ответствен ность за неуплату налогов. Контроль за правильно стью уплаты налогов осуществляют налоговая инспек ция и полиция. Оказать помощь в правильной и эко номной уплате налогов может независимый аудитор.