Впервые за десять лет Госдума РФ завершает свою весеннюю сессию в разгар лета — на целых полтора месяца позже обычного. Депутаты продлили свою работу, чтобы успеть принять важные законопроекты. Какие изменения облегчат налогоплательщикам жизнь, а какие — кошелек? На эти вопросы нашему корреспонденту ответил Васильев Юрий Викторович, председатель комитета по бюджету и налогам Государственной думы.
— Начнем с хороших новостей. Главная — это, конечно, снижение ЕСН. Но что хорошо для предприятий, скорее всего плохо для бюджета. На что рассчитывают законодатели?
— Цель этого нововведения — снижать по возможности ставки, но одновременно расширять налоговую базу. Возможно, сначала в бюджет станет поступать меньше ЕСН: разумеется, сразу работодатели не откажутся от выдачи зарплат в конвертах. Но в перспективе мы рассчитываем на положительный эффект: постепенно зарплаты будут выходить из тени. По моему мнению, на данном этапе ставка 26 процентов плюс возможность использовать пониженные ставки — оптимальный вариант.
— Много споров было вокруг налога на землю, предназначенную под жилищное строительство…
— Да, ставки земельного налога обсуждались особенно бурно. Дело в том, что предлагается поставить их в зависимость от срока проектирования и строительства жилья, а также от срока регистрации прав на готовый объект недвижимости. Я надеюсь, что данные поправки будут способствовать предотвращению спекулятивных сделок с землей. А также дадут возможность ускорить ввод домов в эксплуатацию и государственную регистрацию прав владельца на новое жилье.
— Теперь расскажите, пожалуйста, о том, какие реформы может принести осенняя сессия. Приятные сюрпризы будут?
— Конечно. Пример тому — проект закона о внесении дополнений в статью 217 части второй Налогового кодекса. Этот документ позволит освободить от НДФЛ суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание. Предполагается установить аналогичную льготу и для материальной помощи, которую общественные организации инвалидов выдают своим членам.
— А чего ждать бухгалтерам предприятий?
— Хорошие новости есть и для них. Законодатели хотят за счет поправок в Налоговом кодексе максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет, чтобы работа была проще. Во-первых, порядок оценки материально-производственных запасов, прописанный в кодексе, приведут в соответствие с правилами ведения бухгалтерского учета. Во-вторых, откроют перечень прямых расходов, что позволит организациям самостоятельно делить затраты на прямые и косвенные. В-третьих, исключат рекомендации по распределению сумм прямых расходов между остатками незавершенного производства и готовой продукцией.
— Это все, что касается налога на прибыль организаций?
— Разумеется, нет. Еще наш комитет рассмотрит законопроект «О внесении изменения в статью 277 части второй Налогового кодекса РФ». Там расписано, как рассчитывать налог на прибыль, когда предприятие передает свое имущество в уставный капитал другой фирмы.
— В общем, законодатели приготовили для предприятий целую бочку меда. Ну а ложка дегтя?
— Есть законопроект, который увеличивает налоговую нагрузку на наиболее доходную отрасль российской промышленности — нефтедобывающую. В частности, может повыситься рентная составляющая ставки налога на добычу полезных ископаемых. Кроме того, будет больше ставка вывозной таможенной пошлины на нефть.
— А еще ведь повысились ставки акцизов!
— Принятый нами документ «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ» позволит эффективно пополнять государственный бюджет с учетом уровня инфляции, прогнозируемого на 2005 год. Мы планируем, что выросшие акцизы принесут в государственный бюджет дополнительно 16 миллиардов рублей. За счет этих средств можно будет поддержать перспективные отрасли промышленности. В частности, оптимизировать алкогольный рынок за счет льготного налогообложения качественных натуральных вин.
— Что насчет физических лиц? Госдума приняла какие-либо меры, чтобы уменьшить им налоговую нагрузку?
— Мы приняли немало таких законопроектов. Например, при приобретении и продаже жилья граждане смогут получать имущественные налоговые вычеты прямо по месту работы и не дожидаясь конца года. Соответствующие поправки в главу 23 Налогового кодекса были приняты Госдумой в третьем чтении. Сейчас вычеты можно получить только в налоговой инспекции по окончании календарного года.
— Сколько времени нужно владеть имуществом, чтобы при его продаже получить право на вычет?
— Согласно законопроекту граждане смогут не платить НДФЛ при продаже имущества, которым они владеют более трех лет. Пока же зачесть всю стоимость квартиры можно, если она находится в собственности более пяти лет. Кроме того, вычет будет предоставляться при продаже приватизированного жилья и долей имущества. Также налоговые органы станут принимать к вычету суммы, израсходованные на погашение процентов по всем видам кредитов, если они пошли на приобретение и строительство жилья.
— А как насчет проектов, невыгодных гражданам?
— К сожалению, есть и такие. Есть законопроект, который предлагает отменить имущественный вычет при налогообложении доходов физических лиц по операциям с ценными бумагами. Помимо этого, скорее всего отменят налоговый вычет по прибыли, которую гражданин получил, продав свою долю в уставном капитале организации.
— Почему ставка налога с дивидендов, причитающихся физическим лицам, увеличена с 6 до 9 процентов?
— Сумма налога с дивидендов, которая в прошлом году поступила в бюджет, доказывает, что активно используется «серая» схема. Людям выдают заработную плату под видом дивидендов. Поэтому государство решило уменьшить возможности для оптимизации налогообложения. Но, согласитесь, все же 9 процентов меньше, чем 13, так что пространство для маневра мы оставили.
— Если бы вам предложили лично реформировать налоговую систему, что бы вы в ней изменили?
— Постарался бы сделать ее проще, более прогнозируемой и предсказуемой для товаропроизводителя. Прекратил бы налоговые сюрпризы каждый год. Нормальные отчисления в государственный бюджет возможны, только если налогообложение перестанет быть бременем. Я не буду оценивать прежнюю налоговую систему, но наш комитет занимает твердую позицию: налоги должны снижаться.