Становление рыночных отношений в России началось с либерализации экономики, в том числе и внешнеэкономической деятельности, которая превратила закрытую тоталитарную экономику в открытую. Это объективно привело к снижению уровня экономической безопасности, что усугубилось недостаточностью институционального регулирования внешнеэкономической деятельности, обусловившей бесконтрольный вывоз сырья отсутствие экономической обоснованности размеров таможенных тарифов.
Актуальной задачей для России на данный момент является разработка концепции механизма обеспечения экономической безопасности через таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности.
На современном этапе развития экономической интеграции Россия перешла к созданию таможенного союза Беларусь — Россия — Казахстан, в рамках которого стираются таможенные границы, но вводятся внешние тарифы по отношению к третьим странам.
Таможенная структура выступает в роли институционального обеспечения экономической безопасности. Таможенная служба — это один из базовых институтов любой экономики:
— она регулирует внешнеторговый оборот, осуществляет сбор пошлин и налогов, и, таким образом, пополняет государственную казну;
— она защищает государство от контрабанды товаров, оружия, наркотиков и т.п.;
— как инструмент протекционистских мер государства она обеспечивает экономическую безопасность страны (протекционистская политика поощрения отечественного производства через льготные пошлины).
В Таможенном кодексе РФ определены основные функции таможенных органов России, цель которых — обеспечивать в пределах своей компетенции экономическую безопасность, являющуюся экономической основой суверенитета РФ.