Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа.

Экономическая теория состоит из двух основных частей: микроэкономика и макроэкономика.

Микроэкономика — это наука о принятии решений рациональными субъектами, изучающая поведение отдельных экономических субъек­тов. Понятие «микроэкономика» трактуется неоднозначно. Одни эконо­мисты считают, что микроэкономика имеет дело с отдельными фирма­ми, принятием решений, мотивами поведения предпринимателей. Другие авторы утверждают, что микроэкономика изучает не только проблемы отдельной фирмы, домохозяйства, но и отрасли, а также вопросы исполь­зования ресурсов, ценообразования на товары и услуги.

Макроэкономика — учение об общем уровне национального объема производства, безработицы и инфляции; она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и ре­зультаты развития экономики страны в целом.

Макроэкономика — раздел общей экономической теории, в котором ис­следуются фундаментальные проблемы экономики на уровне националь­ного хозяйства в целом.

Как самостоятельное научное направление макроэкономика стала формироваться с начала 30-х гг. XX в., в то время как формирование микроэкономики относится к последней трети XIX столетия (Л. Вальрас, К. Менгер, А. Маршалл). Основы макроэкономики были заложены Джоном Мейнардом Кейнсом.

Ключевыми макроэкономическими проблемами являются:

♦   анализ экономических (деловых) циклов;

♦   взаимодействие инфляции и безработицы;

♦   достижение устойчивого экономического роста;

♦   взаимодействие реального и денежного секторов экономики;

♦   анализ торгового баланса страны;

♦   взаимосвязь национальных рынков внутри страны и с иностран­ным сектором экономики;

♦   достижение эффективной макроэкономической политики госу­дарства.

Макроэкономика преследует конкретные цели и использует соот­ветствующие инструменты.

Система целей включает в себя следующие элементы:

1. Высокий и растущий уровень национального производства, т.е. уровень реального валового внутреннего продукта (ВВП) – состоит в том, что конечная задача экономической дея­тельности сводится к обеспечению населения товарами и услугами. Совокупным измерителем национального производства выступает ва­ловой внутренний продукт (ВВП), который выражает рыночную стои­мость конечных товаров и услуг.

  1. Высокая занятость при небольшой вынужденной безработице. Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе депрессии спрос на рабочую силу со­кращается, а уровень безработицы увеличивается. В фазе оживления спрос на рабочую силу растет, а безработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойной работе — труднодости­жимая задача.

3. Стабильный уровень цен в сочетании с определением цен и зара­ботной платы путем взаимодействия спроса и предложения на свободных рынках. Распространенным измерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ), учитываю­щий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» то­варов и услуг.

4. Достижение нулевого сальдо платежного баланса – означает достиже­ние общего экономического равновесия на уровне полной занятости при нулевом сальдо платежного баланса.

Соотношение основных макроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающую основную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает в двух формах:

а)            промежуточные макроэкономические цели;

б)           тактические макроэкономические цели.

Первые регулируют значения ключевых макроэкономических пере­менных, вторые осуществляют преобразования национальной эконо­мики.

Государство в своем распоряжении имеет соответствующие инст­рументы, которые оно может использовать для воздействия на эко­номику.

Под инструментом политики понимается экономическая перемен­ная, находящаяся под контролем государства и способствующая до­стижению одной или нескольких макроэкономических целей.

Выделяются следующие инструменты макроэкономической поли­тики.

Налогово-бюджетная политика, означающая манипулирование нало­гами и государственными расходами с целью воздействия на экономику. Первый компонент налогово-бюджетной политики — налогообложение — оказывает влияние на общую экономическую ситуацию двумя способами:

а)            сокращает располагаемый доход или расходуемый доход домаш­них хозяйств. Например, налоги уменьшают сумму денег, которую население расходует на приобретение товаров и услуг, в результате чего сокращается совокупный спрос на блага, что вызывает падение объема ВВП;

б)           оказывает влияние на цены благ и факторов производства. Так, повышение налогов на прибыль вызывает снижение стимулов у фирм к инвестированию в новые капитальные блага.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая государством пу­тем денежной, кредитной и банковской систем страны. Регулирование денежной массы влияет на процентные ставки и тем самым на эконо­мическую конъюнктуру. Например, политика дорогих денег повыша­ет процентные ставки, снижая экономический рост и повышая уровень безработицы. И наоборот, политика дешевых денег вызывает эконо­мический рост и сокращение уровня безработицы.

Политика доходов — это стремление государства сдержать инфля­цию директивными мерами: либо прямым контролем над заработной платой и ценами, либо добровольным планированием повышения за­работной платы и цен.

Политика доходов в западной экономической литературе является наиболее дискуссионной. Тридцать-сорок лет назад эта политика счи­талась эффективной в борьбе с инфляцией. В настоящее время многие экономисты считают ее не только неэффективной, но и вредной, ибо она не снижает инфляцию. Поэтому большинство развитых стран ис­пользует ее в чрезвычайных обстоятельствах.

Внешнеэкономическая политика. Международная торговля повы­шает эффективность и экономический рост, повышает уровень жизни населения. Важным показателем внешней торговли является чистый экспорт, представляющий собой разность между стоимостью экспорта и стоимостью импорта. В случае превышения экспорта над импортом наблюдается избыток, если же импорт превышает экспорт, имеет мес­то дефицит торгового баланса.

Торговая политика включает в себя тарифы, квоты и другие инст­рументы регулирования, которые либо стимулируют, либо ограничивают экспорт и импорт. Регулирование иностранного сектора осуществ­ляется координацией макроэкономической политики в различных эко­номических регионах, но главным образом посредством управле­ния валютным рынком, ибо на внешнюю торговлю влияет валютный курс страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x