Экономические связи Сибири

На сегодняшний день Сибирь, как один из крупнейших районов Российской Федерации, занимает одно из ведущих мест во внешней торговли. В 1995 году на неё приходилось около 50% российского экспорта. Доля «собственно регионального экспорта» составляла менее 25%. Причём половина экспортной выручки валютообразующих сибирских отраслей традиционно не возвращается в регион.

Также приводятся данные, что поступления в Сибирь в общих валютных поступлениях страны в 1995 г. составили лишь 27%.(См.: там же). Сибирские регионы сводят свой торговый баланс со значительным активом. Импорт Сибири из стран дальнего зарубежья составлял в 1994-1995 гг. менее 9 % импорта России. Также можно заметить, что происходит рост машинотехнического импорта. Эта негативная тенденция связана с понижением конкурентоспособности отечественных продуктов на мировом рынке. Это ставит задачу импортозамещения перед российской экономикой, в том числе перепрофилирования военно-промышленного комплекса на выпуск оборудования для топливно-энергетического, аграрно-промышленного, лесного, металлургического комплексов. Приоритеты в создании импортозамещающих производств на базе передовых технологий, лицензий и «ноу-хау» отдаются также отраслям с критической импортозависимостью: сельхозпереработке, лёгкой и пищевой промышленности и др. (Ковалёва Г. Д. Внешнеэкономические связи Сибири.

На данный момент складывается неблагоприятная обстановка с иностранными инвестициями. Доля Сибири в общем объёме иностранных инвестиций в начале 1996 г. составляла около 16 %. Также статистические данные свидетельствуют, что значительная доля инвестиций была направлена на покупку акций предприятий, что не привело к их техническому перевооружению и росту производства. Фактом, даже на сегодняшний день, является то, что Сибирь остаётся зоной повышенного инвестиционного риска. Помимо обычных проблем по созданию инвестиционного климата, присутствуют некоторые специфические проблемы для данного региона. К ним можно отнести:

  • повышенные затраты на производство (транспортные и энергетические тарифы);
  • климатические условия;
  • несовершенство транспортной, банковской, коммуникационной связи;
  • недосягаемость государственных гарантий;
  • отсутствие надёжной системы страхования;
  • заорганизованность таможенного обслуживания;
  • удалённость от Центра;
  • более дорогие кредиты, более жёсткое налоговое и таможенное обслуживание.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x