Социология девиантного поведения и преступности

Совершенно очевидно, что не было и нет общества, в котором бы все индивиды были законопослушны, полностью и постоянно выполняли, соблюдали все нормы, правила, предписания. Девиантное (отклоняющееся, от латинского – девиас – от дороги) поведение означает такие поведенческие акты индивидов, групп, которые не соответствуют общеразделяемым нормам на данном этапе развития общества.

Отклонения приобретают самый разнообразный характер. Еретики и святые, отпетые мошенники и аскеты, художники-авангардисты и преступники, наркоманы и те, кто не соблюдает правил дорожного движения – все они являют собой пример девиации. Понятно, что одни отклонения представляют собой в большей мере угрозу для общества в целом, а потом уж для личности. Другие напротив  — в наибольшей мере опасны для индивида, но менее опасны для социума. А третьи могут быть полезны обществу, способствовать прогрессу, повышению степени зрелости отношений в нем.

В простых, традиционных обществах, где невелико число индивидов, где отмечается несложная структура связей и взаимодействий невелико и число норм. Выявить отклонение в таких общества просто, как просто и контролировать соблюдение предписаний, общеобязательных правил поведения. В современных индустриальных обществах индивид живет среди множества норм, часто незнакомых ему, а то и противоречащих друг другу. Это одна из трудностей, которые стоят на пути выявления отклонений от нормы. Другая проблема заключается в том, что в реальной социальной жизни происходит сочетание норм, которые свойственны небольшим группам или сообществам, и норм, присущих обществу в целом. Получается, что с точки зрения какой-либо группы человек может быть девиантом, а с позиции социума его поведение выглядит вполне нормальным. К примеру, приехавший в небольшой поселок специалист может быть едва ли не абсолютным трезвенником, а в самом населенном пункте процветает беспробудное пьянство. С точки зрения жителей поселка, поведение молодого человека ненормально, с точки зрения общества в целом – напротив, поведение большинства жителей вызывает тревогу.

Девиантное поведение классифицируется по разным основаниям. Во-первых, выделяют психическую и культурную девиации. Психические отклонения – это противоречащее принятым нормам поведение индивида, имеющего нарушения в личностной организации, психически больного. Культурные отклонения – это нарушение норм, допускаемое психически здоровым человеком. Очевидно, что социологию в решающей мере интересуют культурные отклонения. И все же есть два обстоятельства в психических отклонениях, которые также вызывают познавательный интерес у социологов. Социологию интересует отношение общества, социальных групп к тем людям, которые имеют нарушения психики. Ведь о состоянии общества вполне можно судить по тому, как оно относится к больным, престарелым, ко всем тем, кто нуждается в попечении и опеке. Социологию интересует и такой момент, связанный с психическими отклонениями. Насколько общая ситуация в обществе (нагнетание истерии, страха, постоянное подчеркивание темных сторон социальной жизни в средствах массовой информации, общая стрессогенная обстановка) влияет на душевное равновесие людей, у которых имеются некоторые слабости нервной системы, которые находятся в своего рода пограничном духовном состоянии, когда малейшее внешнее неблагоприятное воздействие может вызвать психическое отклонение. Как видим, социология использует любой повод, любой инструмент для лучшего понимания всего того, что происходит в обществе.

Во-вторых, отклонения бывают индивидуальными и групповыми. Самый обычный ребенок из самой благополучной семьи может попасть в ситуацию, когда, боясь остаться в мнимом одиночестве, он переходит на социальные позиции негативной группы. К примеру, осваивает нормы и ценности наркоманов. Индивидуальное отклонение закрепляется, индивид осуществляет переход в негативную группу, совершает групповое, с точки зрения общества  в целом, отклонение.

В-третьих, выделяют первичные и вторичные отклонения. Теорию первичных и вторичных отклонений разработал американский социолог Э. Лемерт. Эта концепция позволяет прослеживать становление личности полного или окончательного девианта. Смысл этой концепции сводится к тому, что все индивиды в той или иной мере нарушают какие-либо правила и нормы (не секрет, к примеру, что практически каждый может переходить улицу в запрещенном месте, бросить мусор на тротуаре, использовать порой ненормативную лексику, курить, употреблять спиртные напитки и т.п.), но эти нарушения не уводят человека за пределы своей социальной группы, своих социокультурных представлений, норм. Нарушения носят характер сбоя, ошибки в поведении, не воспринимаются окружающими как нечто из ряда вон выходящее. Это и есть первичное отклонение. Но индивид может повторить нарушение, что сделает его изгоем в своей социальной среде, вытолкнет его в какую-либо негативную группу (сообщество наркоманов, алкоголиков и т.п.), тогда и осуществляется переход человека на иные социокультурные позиции. Следует обратить внимание, что первичное отклонение не означает единичного нарушения каких-либо правил, предписаний, точно также как вторичное не означает множественности проступков человека. Индивид может один единственный раз совершить тяжкое преступление, к примеру, убийство, но и это единичное нарушение делает его вторичным, полным девиантом.

В-четвертых, отклонения бывают социально одобряемыми и социально неодобряемыми. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения определенных культурных ценностей, правил, представлений, принятых в данной группе или обществе в целом на определенном этапе их развития. Странствующий монах в одной ценностной системе координат может казаться воплощением святости и служения богу, а в другой – бездельником и никчемным человеком. В целом же позитивные отклонения связаны с возвеличиванием индивида над другими, значительными достижениями в каком-либо виде деятельности. Для позитивного, одобряемого отклонения необходимы определенные качества личности, позволяющие ей достигать существенно больших результатов по отношению к другим членам общества. Во-первых, это повышенная интеллектуальность человека, что необходимо для серьезных достижений в науке, технике. Во-вторых, это особые свойства. Спортсмену, к примеру, нужны не столько интеллектуальные способности сколько воля, выносливость, умение сосредоточивать усилия в определенные моменты, повышенная реакция и т.п. В-третьих, сверхмотивация, то есть повышенное стремление к занятию определенной деятельностью. Нельзя сбрасывать со счета и так называемый счастливый случай, то есть такое стечение жизненных обстоятельств, которые позволяют человеку в полной мере проявить свои задатки и способности, реализовать собственные устремления.

Социологию в не меньшей степени интересуют и социально осуждаемые отклонения. При этом исключительное значение имеет выявление причин отрицательной девиации, существенно осложняющей социальную жизнь, ведущей к дезорганизации общества. Принято выделять следующие группы теорий, объясняющих отклоняющееся поведение.

Первая группа теорий. Теории физических типов. В конце Х1Х века, к примеру, Ч. Ломброзо утверждал, что определенный биологический облик человека (выступающий квадратный подбородок, мощные надбровные дуги, глубоко посаженные глаза, скошенный низкий лоб и т.д.) являются свидетельством не только физической деградации человека, но и появлением у него ясно выраженных преступных замыслов. В начале 40-х годов ХХ века американский психолог и врач У. Шелдон исследовал связь строения человеческого тела и способности человека к отклоняющемуся поведению. По его мнению, определенная конституция человека жестко коррелируется с личностными характеристиками человека. Сильные, стройные, подтянутые, физически развитые люди, с его точки зрения, наиболее склонны к девиации.

Вторая группа теорий. Психоаналитические теории. З. Фрейд и его последователи предложили концепцию, в соответствии с которой отклонение человека от нормального, одобряемого поведения связано с конфликтом внутри его сознания. Бессознательное, как своеобразный комплекс влечений, страстей, инстинктов, постоянно ведет человека к природному, необузданному поведению, не связанному с культурными ограничениями, запретами. Сознательное в человеке может оказаться слабее, беззащитнее, чем бессознательное, которое легко прорывает тонкую оболочку рассудочной зоны.

Третья группа теорий. Социологические теории. Во-первых, мы скажем о концепции Э. Дюркгейма, которая получила название теории аномии. К девиантному поведению, с точки зрения французского социолога, ведет состояние общества, которое он определил как аномичное. Аномия – это такое состояние общества, в котором индивиды, зная о существовании обязывающих и предписывающих норм, относятся к ним или негативно, нарушая их, или равнодушно, предпочитая не руководствоваться ими строго и неуклонно. При этом Дюркгейм «безнормность» не понимал как полное отсутствие норм, правил, образцов поведения. Напротив, общество может иметь огромное число норм, предписаний, установлений, но конкретный индивид может в них плохо ориентироваться. Аномия, таким образом, это социальная ситуация, при которой индивид не ощущает своей сопричастности определенным нормам, путается в них, дезориентирован в своих поступках. Аномия, с точки зрения Дюркгейма, возникает на определенном этапе развития общества, а именно в период резкого изменения социальных порядков, в период перехода от традиционного общества к обществу индустриальному.

Своеобразно развивает концепцию аномии Р. Мертон. По его мнению, реальное социальное неравенство, дисгармония общественных целей и одобряемых средств их достижения служат источником аномии в обществе. Когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются, что достичь этого в рамках одобряемых средств невозможно, то они могут прибегнуть к незаконным способам обогащения: мошенничество, обман, подлог, воровство, рэкет. Следовательно, девиации в поведении индивидов связаны с общей ситуацией в социуме, зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которые использует тот или иной человек. Мертон выстроил своеобразную типологию девиантного поведения. (1) Конформизм. Индивид соглашается и с целями общества, и с теми средствами, которые предоставляются для их достижения. Строго говоря, это поведение не является отклоняющимся. Мертон ввел его в свою типологию лишь для подчеркивания различий в поведении на основе своей координатной сетки «цель —  средства». (2) Инновация. Индивид согласен с целями общества, но не разделяет представлений о средствах их достижения. Чаще всего это ведет к преступному поведению. (3) Ритуализм. Индивид отрицает цели общества, но согласен со средствами их достижения. Это означает, что какая-либо процедура оказывается важнее достигаемого с ее помощью результата. В качестве примера такого отклонения можно привести действия чиновника-педанта, которому глубоко безразличны декларируемые официально цели социальной системы, а в выборе средств он опирается на сугубо формальные процедуры, мало связанные с содержанием деятельности. (4) Ретреатизм. Или бегство от действительности. Человек отвергает и цели общества, и средства их достижения. Это люди, которые сознательно или не вполне осознанно уходят от общества, замыкаются в тесном мирке своих интересов. К таким можно отнести разного рода людей дна общества: попрошаек, бомжей, бродяг и т.п. (5) Бунт. Старые цели и прежние средства их достижения замещаются новыми. Мертон отмечает, что индивидами, занимающимися таким замещением являются, в частности, революционеры.

Во-вторых, к социологическим теориям относится и теория стигматизация. (От латинского стигма –клеймо, тавро). Американский социолог Г. Беккер  полагает, что отклонение индивида от общепринятой нормы поведения может быть обусловлено и тем, что определенная группа может навязывать свои оценки действия какого-либо индивида, навешивая на него своеобразный ярлык. Девиация, таким образом, выступает не как определенное свойство человеческого поступка, действия, а как следствие применения к нему санкций со стороны «законодателей» групповых норм. Клеймо «пьяница», «неудачник» и т.п. могут закрепить в сознании человека необходимость следовать определенной линии поведения, «выбить» его из привычной обстановки, как бы прикрепить к другой социальной группе, ее нормам и стандартам поведения.

Своеобразным проявлением аномии общества выступает криминализация социальных отношений. Традиционно под криминализацией понимают процесс резкого возрастания числа зарегистрированных преступлений и зафиксированного числа лиц, их совершивших. Конечно, число преступлений, совершаемых в обществе, отражает общую ситуацию в нем. Однако, по нашему мнению, сводить криминальное перерождение общества лишь к качественным параметрам было бы неправильным. Сущность криминализации, во-первых, выражается в размывании рамок, границ между социально одобряемым и социально негативным поведением. Это означает, что все большее число индивидов утрачивает ориентацию в социальном пространстве, не может идентифицировать свое деяние, не делает различия между рекомендуемым, идущим на пользу обществу действием и поведенческим актом, которое является асоциальным. Во-вторых, сущность криминализации выражается в элиминации права, то есть уничтожении взгляда на право не только как на необходимый регулятор отношений и взаимодействий, но и как на самоценность. Порог недозволенного, стыдного, запретного, морально неприемлемого понизился до пределов, опасных с точки зрения выживания социума. Право все больше носит необязательный, обременительный характер в сознании индивидов, подвергается такой трансформации в нем, что это приводит к дискредитации самой идеи правового регулирования в обществе.

Криминализация общества как процесс нарастания патологичного состояния всей совокупности социальных отношений представляет из себя определенную структурированную целостность. Основными элементами этого процесса выступают следующие феномены. (1). Беспрецедентный рост числа преступных проявлений в обществе. В среднем за год в России в настоящее время совершается более 2,5 млн преступлений. Надо при этом иметь в виду, что речь идет лишь о выявленных, зафиксированных деяниях. Специалисты-криминологи полагают, что реальный криминальный потенциал нашего общества составляет сейчас до 12 –15 млн преступных проявлений в год. Уже одно это говорит, что общество близко к порогу насыщения антиправовыми деяниями. С другой стороны, как ни парадоксально, в обществе ощущается определенная привыкаемость к криминальной агрессии. А.И. Гуров отмечал, к примеру, что в конце 40-х годов даже мелкая кража воспринималась как чрезвычайное происшествие, а сейчас вызывает у большинства респондентов только мелкую досаду. (2). Криминализация выражается и в появлении в обществе таких деяний, которые прежде либо не отмечались совсем, либо фиксировались как единичные. Речь прежде всего идет о заказных убийствах, криминальных взрывах, терроризме, взятии заложников, торговле оружием, распространением наркотиков. Теперь же в нашей стране за год фиксируется около 2 тыс криминальных взрывов, до нескольких сотен убийств по заказу. (3). Криминализация выражается и в росте организованной преступности, в сращивании ее с разными звеньями аппарата управления. По данным МВД, уже к середине 90-х годов в нашей стране действовало до 150 крупнейших преступных сообществ, которые всю территорию страны, до 40 тыс хозяйствующих субъектов, среди которых было до 1,5 тыс госпредприятий, сотни банков и других финансово-кредитных учреждений. (4). Важным слагаемым криминализации является рост девиантного поведения. В настоящее время в стране насчитывается до 6 млн наркоманов. Этот диагноз сейчас ставится даже 12 –13-летним подросткам. По сути, каждая пятая-шестая семья сталкивается сейчас с этой проблемой. До опасных пределов возросла алкоголизация страны. Уровень потребления алкоголя у нас составляет ныне около 14 литров 100-процентного алкоголя на душу населения в год, тогда как Всемирная организация здравоохранения считает, что уже 8-ми литровый рубеж потребления опасен для физического и нравственного здоровья нации. Девиантное поведение растущего числа индивидов является той благоприятной питательной средой, на которой паразитирует криминалитет. Не секрет, что наркоману нужны немалые средства, точно также как и пьяница постоянно нуждается в деньгах, заработать которые в настоящее время в нашем обществе непросто даже человеку без вредных привычек. Кроме того и наркотическая, и алкогольная зависимость снимают внутренние преграды перед недозволенным действием. (5). Криминализация выражается и в ускоренном росте резерва преступного мира. Это означает, что все меньшее число подростков, детей проходят нормальную, позитивную социализацию. В настоящее время в стране насчитывается до 3 млн беспризорных детей, еще примерно 2,5 млн детей формируются в асоциальных семьях. Рост преступности несовершеннолетних в начале – середине 90-х годов заметно опережал темпы роста общей преступности, что и позволяет говорить о появлении целого поколения ориентированного на незаконные, антиобщественные способы получения материальных благ. (6). Криминализация означает и установление определенного социально-психологического климата, который способствует росту настроения безнаказанности, в лучшем случае безразличия по отношению к обществу, всему происходящему в нем. Наиболее характерными сейчас для нашего общества являются правовой негативизм и нигилизм. Кроме того надо иметь в виду, что криминальная субкультура все в большей мере подавляет культуру доминирующую, позитивную. Это отражается в лексике, манере поведения, общения. Массовое сознание в целом сейчас таково, что готово к восприятию любых мифологем, в нем все меньше отмечаются рациональность, критичное восприятие действительности.

Таким образом криминализация выступает в качестве некого интегрального показателя развития современного российского общества, крайней формой его аномии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x