Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие

Упражнение 1.

Прочитайте тексты. О чем говорится в них — об одном и том же или о разном? Как говорится — одинаково или по-разному? Подумайте, где может быть использовано каждое высказывание. Можно ли, например, первый или второй текст использовать в домашнем разговоре? Можно ли вместо сводки погоды по радио или по телевидению передать первый или третий текст? Если нет, то почему?

а) С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием. Небо то все заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.

б) В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность,

временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днем 15—17 °С.

в) Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

Кратко охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован каждый из текстов

Упражнение 2.

Как вы понимаете слова общение, сообщение, воздействие?

Сгруппируйте примеры и прочитайте их в таком порядке: выражения, которые обозначают процесс: а) общения; б) сообщения; в) воздействия. Выделяя последнюю группу, имейте в виду, что воздействовать можно на поведение, на чувства, на воображение.

Отвечать урок, здороваться, делать замечание нарушителю дисциплины, делиться летними впечатлениями с товарищами, делать доклад в кружке, объяснять задачу однокласснику, приглашать ребят в поход, обсуждать с ними маршрут, давать сведения о местности, рассказывать сказку малышу.

Упражнение 3.

Прочитайте тексты и укажите, в каких речевых ситуациях могут быть использованы эти высказывания. Затем сравните содержание высказываний. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните, Жене действительно нужны сведения об исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с незнакомым мальчиком?) Сравните высказывания по языку: найдите в одном из них непринужденные (разговорные) слова и обороты, а в другом —официальные (книжные).

а) Женя помолчала и опять спросила:

— Оля, а кто такой Тимур?

— Это один царь такой,— намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга,— злой, хромой, из средней истории. (А. Гайдар.)

б) Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336—1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний Восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покоренного населения и беспощадным разорением целых стран. (Энциклопедический словарь.)

Упражнение 4.

Запишите 10—15 специальных слов, употребляемых в профессии ваших родителей, сгруппируйте эти слова по темам.

Упражнение 5.

Запишите 10—12 наименований, частей того или иного технического устройства, приспособления, агрегата (в связи с изучением курса физики или химии).

Упражнение 6.

Приведите не менее 5 существительных с каждым из указанных ниже суффиксов, определите стилистическую окрашенность этих слов: -ств(о); -стви(е); -изм; -аци(я); -чик, -ик; -ишк(о), -ишк(а); -инк (а).

Укажите, какие из этих слов чаще употребляются в публицистической речи, в научной, какие — имеют разговорный оттенок.

Упражнение 7.

В настоящее время в официально-деловой сфере общения появляется много новых слов. Составьте по 2—3 словосочетания со следующими словами:

Мэр, мэрия, департамент, коммерсант, менеджер, брокер, акция, дивиденд, спонсор, меценат.

Упражнение 8.

Данные ниже слова запишите, распределяя по группам (понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слова из области психологии, слова, обозначающие внутреннее состояние.. переживания человека); каждый ряд продолжите 5-6 своими примерами.

Активизировать, благодарить, благородный, вдохновлять, великодушный, деструктивный, колледж, волнующий, долг, достоинство, заставлять, оправдывать, оскорблять, память, правосудие, прославлять, беспокойный, справедливый, убеждать, уничтожать, целеустремленный, чествовать, чувства, чуткий, экстремизм, водрузить, коммюнике, собственность, цивилизация, криминогенный, коррумпированный, одномандатный, решающий, преобразование, предвыборная кампания, транснациональный, альянс, депутатский, журналистское расследование, милосердие, безвозмездный, благоденствие, девальвация, консолидация, консенсус.

Упражнение 9.

Запишите данные ниже слова по группам:

а) общеупотребительные;

б) разговорные;

в) просторечные.

Ахнуть, балагурить, вдогонку, жадничать, промозглый, всплакнуть, бе..порядок, беспр..дел, вкалывать, ручеек, дурачье, бабуля, зайчишка, расческа, печка, замаскировать (в переносном значении), дом, навор..вать, стол, нахапать, приработок, большущий, скрыть, шабашка, заморозки, лесник, небосклон, горизонт, побережье.

Продолжите примерами все группы слов.

Упражнение 10.

Из данных ниже фразеологизмов выберите только относящиеся к двум стилям: а) к официально-деловому; б) к разговорному. При определении стилевой принадлежности фразеологизма вспомните характерные особенности лексики этих стилей. К каждому фразеологизму запишите (если это возможно) синонимичное ему слово или словосочетание.

Бросать слова на ветер, входящие и исходящие бумаги, взять под стражу, внести вклад, вылететь в трубу, довести до сведения, дурью маяться, ждать-пождать, заключить в объятья, левый заработок, надуть губы, отдать Богу душу, очная ставка, покрыто тайной, поставить на вид, прокладывать дорогу, протянуть ноги, раскинуть мозгами, сделать карьеру, стереть с лица земли, уйти из жизни, гражданский долг, хранить как зеницу ока, дамоклов меч, бить баклуши, прибавочная стоимость, узы дружбы, возыметь действие, особое мнение.

Упражнение 11.

Выпишите из любого толкового словаря русского языка не менее 10 слов и выражений со стилистической пометой разг. и столько же слов и выражений с пометой прост. Охарактеризуйте разницу между разговорными и просторечными средствами языка.

Упражнение 12.

Запишите слова в две колонки. Для каждого из общеупотребительных слов (1-я колонка) найдите соответствующее по значению слово высокого, поэтического стиля (2-я колонка).

Бездыханный, безжизненный, бессердечие, братство, будущий, вечный покой (после смерти), вещий, влачился, во имя, восстань, в присутствии кого-либо, встань, выя, глагол (речь, слово), глаза, глас, голос, город, град (город), грядущий, губы, десница, для пользы кого-либо, че¬го-либо, достигать, единение всех людей, основанное на христианском понимании любви, милосердия, взаимопонимании; жестокосердие, исполнись, ланиты, лоб, мужи, мужья, мучить, на благо, наполнись, обет, обладающий даром предвидения, отчизна, очи, перед лицом чего-либо, кого-либо; под знаком, правая рука, произошло, ради, ради кого-либо, чего-либо; родина, свершилось, скитался, слово (речь), снедать, стяжать, судией, судьёй, сынов, сыновей, сыновья, сыны, торжественное обещание, умереть, упокоение, упокоиться, уста, учители, учителя, характеризуясь чем-либо, цветик, цветок, чело, шея, щёки.

В каждом слове высокого стиля найдите морфему, включая корень, или другие звуковые, морфологические особенности, придающие ему стилистическую окраску. Сделайте вывод о средствах, придающих слову оттенок торжественности, риторичности. (Устно.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x