Повесть об Ульянии Осоргиной” («Житие Юлиании Лазаревской») как житийно-биографическая повесть

17 век относится уже к новому периоду, который характеризуется экономическим слиянием всех земель и княжеств. Также в 17 веке формируется новый демократический читатель и отвечающий его требованиям писатель. Трансформируются и демократизируются традиционные жанры повести и жития. Они как бы «обмирщаются», в них усиливается занимательность и интерес к быту, частной жизни человека. Историческая достоверность в исторических повестях постепенно вытесняется художественным вымыслом. Появляется новый герой, который активно вступает в борьбу за свои веру и убеждения. Появляется демократическая сатира, осмеивающая некоторые стороны жизни: социальное неравенство, продажность, взяточничество, лицемерие духовенства и т.д. Появляется ориентация на Западные произведения позднего средневековья и начала эпохи Возрождения.

1. “Повесть об Ульянии Осоргиной” («Житие Юлиании Лазаревской») как житийно-биографическая повесть.

На примере «Повести о Юлиании Лазаревской» прослеживаются изменения традиционного жанра жития. Эта повесть является первой в древнерусской литературе биографией женщины-дворянки. Написана была сыном этой женщины Дружиной Осорьиным в 20-30 годах 17 века.

На первый план выдвигаются качества образцовой хозяйки (молодая Юлиания выходит замуж и ведёт сложное хозяйство дворянского поместья). Она нередко улаживает столкновения между дворней и господами, которые трактуются в повести как козни дьявола. Она безропотно переносит потерю старшего сына в одной из таких стычек.

Повесть правдиво изображает положение замужней женщины в большой дворянской семье – бесправие и многочисленные обязанности. Ведение хозяйства настолько поглощает Юлианию, что ей некогда даже сходить в церковь, но, тем не менее, она святая. Повесть утверждает святость подвига высоконравственной мирской жизни. Автор изображает в повести не только реальные черты своей матери, но рисует образ идеальной женщины для русского дворянина 17 века.

«Повесть» не совсем ещё отходит от агиографических традиций – с этой традицией связанно начало повести: Юлиания происходит от «боголюбивых» и «нищелюбивых» родителей, выросла во всяком «благоверии». В характере Юлиании также согласно традиции агиографии подчёркиваются черты христианской кротости, смирения, терпения, щедрости, нищелюбия. Хоть Юлиания и не уходит в монастырь под старость, как этого, скажем так, требует закон жанра – она начинает вести аскетический образ жизни (спит на печи, не носит теплой одежды зимой, отказывается от плотских отношений с мужем). Осорьин использует и традиционные для агиографии мотивы религиозной фантастики: бесы хотят убить Юлианию, но вмешательство святого Николая её спасает. В ряде случаев «бесовские козни» имеют весьма конкретное бытовое и социальное очертание (раздоры в семье, мятеж «рабов»). Как и подобает святой – она предчувствует свою кончину и благочестиво умирает. Десять лет спустя находят её нетленное тело, которое творит чудеса (.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x