Современная социально-экономическая ситуация диктует потребность в повышении качества начального профессионального образования.

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация диктует потребность в повышении качества начального профессионального образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года содержит ключевое положение о том, что главной задачей российской образовательной политики выступает обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Начальное профессиональное образование (НПО) является определенным уровнем системы профессионального образования и занимает значительное место в обеспечении кадрового потенциала общества и удовлетворении образовательных потребностей личности. Большое количество учреждений НПО, относительно короткие сроки обучения и отсутствие платы за него обусловливают его гибкость и мобильность в подготовке кадров для всех отраслей экономики, социальной сферы и удовлетворении образовательных потребностей населения с ограниченными финансовыми возможностями. Учреждения НПО, в силу изменения политической и экономической ситуации, резкого спада производства и банкротства большинства предприятий промышленности, попали в конкурентную среду и обязаны были искать пути не только для стабильного функционирования, но и для перевода училищ в режим развития в соответствии с требованиями действительности. Появилась необходимость в переориентации системы образования на обучаемых – организации управления целостными педагогическими системами, способными стать средой актуализации и самореализации духовных сил учащихся, конкурентоспособных в условиях рыночной экономики. Это требовало нового качества профессионального образования и управления им.

Качество начального профессионального образования раскрывается как в содержательном, так и в организационном аспекте. Первый аспект проявляется в развитии преемственности и интегративности образовательных программ различных уровней, второй – в расширении интеграции учебных заведений различных типов и создании новых. В связи с этим начальное профессиональное образование должно не только обеспечивать выпускникам получение специальности, но и создавать условия для продвижения личности в профессиональной деятельности и образовательной среде.

Развитие экономики и социальной сферы требует от специалистов НПО общетеоретических и профессиональных знаний, умений и навыков, способности к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению дополнительных знаний, а также социальной активности и ответственности за выполненную работу.

Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта свидетельствует, что при традиционном построении учебно-воспитательного процесса в НПО не обеспечивается должное качество образования. Это обусловливает необходимость модернизации НПО за счет теоретической разработки и реализации модели опережающего образования, в основе которого лежит идея развития личности педагогов и обучающихся, учреждений начального профессионального образования и усиления его влияния на основные социально-экономические процессы.

Опережающее образование, в отличие от традиционного, ориентирует не только на подготовку специалистов по конкретной профессиональной деятельности, но и на формирование готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений и обеспечение профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников, отвечающих запросам современного и перспективного рынка труда. Ключевой задачей на рынке труда стала реализация комплекса превентивных мер, которые обеспечат потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации. Это требует разработки теоретических основ системы управления качеством начального профессионального образования. Для выполнения такой цели НПО должно: учитывать потребности рынка труда; ориентироваться на новейшие технологии и достижения педагогической науки; обладать гибкостью и способностью к перемене структуры подготавливаемых профессий; опираться на высококвалифицированные инженерно-педагогические кадры, напрямую связанные с экономикой; иметь поддержку работодателей и предпринимателей региона.

Предпосылки построения теоретических основ управления заложены основоположниками теории управления (Д. Джуран, Э. Деминг, Ф. Кросби, Ф. Тейлор). Сформировалась новая отрасль знаний – психология управления, рассматривающая психологические особенности управленческого труда (П. Дракер, Х. Сильва, Т. Роджерс, В.М. Шепель, Р.Х. Шакуров, А.Ф. Филиппов и другие).

Теоретические предпосылки решения проблемы управления качеством образования заложены в теории: деятельности (Б.Т. Ананьев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и методологии профессионального образования (В.И. Загвязинский, Н.В.Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и другие); педагогической диагностики и мониторинга (А.Анастази, В.С. Аванесов, В.П. Беспалько, М.С. Бернштейн, Ю.З. Гильбух, К.М. Гуревич, Д. Вилмс, Н. Вербицкая, К. Ингенкамп, Л.М. Митина, А.А. Орлов, К.К. Платонов, М.И. Шилова и другие); педагогической прогностики (Б.С. Гершунский, А.М. Гендин и другие).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x