Фаза проектирования. Включает в себя следующие стадии: концептуальную стадию, стадию построения гипотезы, стадию конструирования, стадию технологической подготовки исследования.
На стадии концепта нужно определить, к какому типу будет относиться исследование. После этого приступаем к выявлению противоречий. Выявленное исследователем противоречие может иметь место в практике или теории науки.
На основе выявленного противоречия исследователь ставит проблему исследования – это этап формулировки проблемы. Далее идет оценка проблемы – это определение всех необходимых для ее решения условий. Обоснование проблемы – это определение содержательных и иных связей данной проблемы с другими ранее решенными, а также выявление связей с проблемами, решение которых станет возможным в зависимости от решения данной (обоснование проблемы – это поиск аргументов в пользу необходимости ее решения). При оценке значимости проблемы, следует избегать субъективных мнений и обращать внимание на возражения против проблемы. Структурирование проблемы: исходный пункт – это расщепление (декомпозиция) проблемы – это поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых не возможно получить ответ на центральный (основной) вопрос проблемы. После декомпозиции следует локализация проблемы (это ограничение объекта изучения реально обозримыми и посильными пределами). После локализации следует упорядочивание всех наборов вопросов в соответствии с логикой исследования. Постановка проблемы и ее локализация всегда осуществляются с использованием средств какого-то научного языка.
После постановки проблемы исследователем определяется предметная область (совокупность явлений, событий и фактов, описываемых данной теорией). У исследователя появляются многочисленные разнородные результаты, которые трудно объединить в единое целое. Поиск предметной области – это поиск объединяющего множества, которое включает в себя большую часть отдельных подмножеств – отдельных областей.
Новые результаты могут быть получены:
- Когда исследована новая, ранее не изученная предметная область.
- К ранее исследованной предметной области применены новые технологии, методы или средства познания.
- Одновременно исследуется новая предметная область с использованием новых технологий.
По аналогии с операциями над множествами, возможны следующие варианты:
- Отдельное множество.
- Одно множество включено в другое (расширение предметной области – наиболее типичный случай эволюционного развития теории или научной школы).
- Объединение множеств (появляется теория, объединяющая две пересекающиеся по предметной области теории).
- Пересечение множеств (предметная область образуется на общих элементах двух пересекающихся предметных областей). Перенос результатов из одной области в другую или интерпретация.
- Разность множеств – исключение из одной области элементов другой.
- Симметрическая разность множеств – сложение по модулю два (XOR).