Данное исследование проводилось в Кемеровском Государственном Университете, в исследовании принимали участие бакалавры социальной работы третьего и четвертого курсов, обучающиеся на социально-психологическом факультете.
В соответствии с поставленными в исследовании задачами были использованы следующие методы и методики исследования:
Методика, направленная на изучение уровней подготовленности бакалавров социальной работы к социально-проектной деятельности, состоящая из 8 тестовых блоков: Блок 1. Тест на включенность студентов в разные виды проектной деятельности; Блок 2. Оценка способности к саморазвитию, самообразованию; Блок 3. Проверка умений студентов работать самостоятельно; Блок 4. Самооценка творческого потенциала личности; Блок 5. Определение самооценки студента; Блок 6. Выявление взаимоотношения и взаимодействия с участниками в проектной деятельности; Блок 7. Выявление отношения к организаторской деятельности; Блок 8. Заинтересованность в овладении профессией. Именно эти составляющие, по нашему мнению, позволят определить уровни подготовленности бакалавров социальной работы к социально-проектной деятельности.
Необходимо отметить, что вопросы теста разработаны на основе тестовых методик разных авторов и адаптированы к социально-проектной деятельности бакалавров социальной работы […].
Данный тест разработан таким образом, что, анализируя каждый блок в отдельности, возможно дополнительно к уровням выявить те или иные недостаточно сформированные характеристики, определить основные трудности студентов, что в дальнейшем позволит скорректировать работу в нужном направлении.
Для удобства данная тестовая методика оформлена в виде таблицы и представлена в приложении 1, каждый вопрос содержит варианты ответов, которые располагаются по степени возрастания положительного отношения респондентов к данной деятельности и оценивались одним, двумя и тремя баллами соответственно. Таким образом, были выделены три уровня подготовленности бакалавров социальной работы к социально-проектной деятельности, каждый из которых имеет свое содержание представленное нами в краткой характеристике.
Допустимый уровень характеризуется проявлением информационно-поисковым интересом к социально-проектной деятельности на уровне любопытства и частичной подготовленностью студентов на этапе программирования замысла. При этом цели формальны, выбираются без какого-либо анализа или отсутствуют вообще. Самостоятельная деятельность студентов характеризуется низкой выраженностью. Умения обработки информации проявляются эпизодически, исследовательские умения выражены слабо, творчество в подготовке замысла проекта не проявляются.
Средний уровень характеризуется практико-ориентированной подготовленностью студентов, большей целенаправленностью, устойчивостью, осознанностью выбора форм и методов социально-проектной деятельности. У студентов сформированы умения определять и обосновывать социально-проектную деятельность в контексте собственных интересов. Через осознанное применение социально-проектной деятельности на практике происходит самоутверждение, самореализация.