Методологической основой исследования выступают системный подход, позволяющий видеть процесс профессиональной подготовки как целостность (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); личностно-деятельностный подход, признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. В. Петровский); контекстный подход, способствующий интеграции обучения и профессиональной деятельности в соответствующие отрасли производства при подготовке специалиста (О. В. Бондаренко, А. А. Вербицкий, М. И. Махмутов, Л. С. Седаева); компетентностный подход, осуществляющий оценку подготовки на основе нескольких видов компетенций в соответствующей профессиональной деятельности (Л. И. Анциферова, В. И. Байденко, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, М. Кяэрст, А. К. Маркова, И. М. Осмоловская, Дж. Равен, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, М.А. Чошанов, Н. В. Яковлева); технологический, представляющий образовательный процесс как технологию (В. П. Беспалко, В. И. Боголюбов, П. Я. Гальперин, Т. В. Григорьева, В. В Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, М. М. Левина, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, Л. С. Седаева, Г. К. Селевко).
Теоретической основой исследования явились достижения отечественной педагогики и психологии, относящиеся к исследуемой проблеме и изложенные в трудах А. К. Марковой, В. А. Сластенина, Е. И. Холостовой, Ю. Б. Шапиро, Н. Б. Шмелевой, Е. Р. Ярской-Смирновой.
Исследование велось в контексте теории деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн и др.), теории гуманизации и личностной организации образования (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), теориях поэтапного усвоения умственных и практических действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина), научного подхода к проблемам сущностного понимания профессиональной компетентности (Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Сластенин), профессионализма (А.А. Бодалев, Л.М. Митина), теоретико-методологического обоснования профессиональной подготовки специалистов социальной работы (Г.Ю. Бурлака, И.А. Зимняя, Н.П. Клушина, С.А. Беличева); концепции профессионально-личностного развития (профессионального становление) социального работника (П.Д. Павленок, И.А. Зимняя, Н.Б. Шмелева, Е.И. Холостова).
Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга и соответствующих природе изучаемого явления:
теоретических: анализ научных источников по педагогике, социологии, социальной работе, психологии, социальной психологии по проблеме исследования, нормативно-правовых актов и учебной документации вуза, выполненных ранее диссертационных исследований;
эмпирических: анализ результатов учебной деятельности студентов; диагностические методы (экспертные оценки, самооценка); опросные методы (анкетный опрос, беседа); педагогическое моделирование; педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий);
статистических: количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования был социально-психологический факультет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» (КемГУ) и филиал КемГУ в г. Прокопьевске Кемеровской области. В эксперименте принимали участие студенты в количестве 210 человек, обучающиеся по специальности «Социальная работа», а также слушатели факультета повышения квалификации по специальности «Социальная работа» — 234 человека, эксперты (руководители баз практики в учреждениях системы социальной защиты населения – 30 человека, 20 преподавателей социально-психологического факультета).
Исследование проводилось с 2004 г по 2009 г. и включало несколько этапов.
Первый этап (2004 – 2005гг). Осмысление проблемы и изучение ее разработанности в науке посредством теоретического анализа психолого-педагогической литературы, источников по социальной работе и подготовки кадров для социальной сферы, диссертационных исследований, сопряженных с темой исследования, нормативных документов профессионального образования; определение методологии исследования, целевых установок; формулировка гипотезы и задач исследования; разрабатывалась методика эксперимента; выявлялись противоречия и затруднения в подготовке специалистов