Последнее десятилетие XX века ознаменовалось становлением в профессиональной сфере новой специальности «Социальная работа». Она, как специализированный вид профессиональной деятельности, впервые узаконена в России в 1991 году. С этого времени обозначился активный интерес исследователей к проблематике социальной работы, социального обслуживания, личности специалиста – профессионала социальной сферы.
В настоящее время для современного общества характерны глобальные перемены, которые охватили все сферы человеческой жизни: экономическую, политическую, социальную, образовательную. В процессе этих изменений обострились социальные проблемы, решение которых непосредственно связано с развитием социальной работы: увеличение количества людей, с ограниченными возможностями и необходимость решать проблемы их социальной адаптации в обществе; прогрессирующий процесс старения населения и необходимость разработок таких форм работы специалиста по социальной работе, которые повышали бы личностный потенциал пожилых людей, обеспечивали их социально благоприятное развитие и, таким образом, способствовали бы получению социально значимого результата профессиональной деятельности самих специалистов; семейное насилие и жестокое обращение с детьми, порождающее такое новое явление современной действительности как социальное сиротство; рост преступности, правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних и др.
Увеличение численности категорий населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке, а также реформирование системы социальной защиты населения способствовало появлению большого количества новых учреждений системы социальной защиты населения. В нашей стране за последние годы созданы и функционируют тысячи государственных, муниципальных и негосударственных социальных служб. Это центры социальной помощи семье и детям и социального обслуживания населения, медико-реабилитационные центры, центры занятости и др. Эффективность их деятельности во многом зависит от кадрового обеспечения и профессиональной компетентности специалистов по социальной работе.
В связи с этим особое место занимают проблемы становления профессиональной компетентности специалистов по социальной работе, их подготовки, переподготовки и повышения квалификации, поскольку государство нуждается в специалистах, способных оказать квалифицированную помощь, снять социальную напряженность, помочь человеку выжить в изменяющемся мире, владеющих не только профессиональными знаниями и умениями, но и обладающими высоким уровнем профессиональной компетентности.
Актуальность профессионального образования специалистов по социальной работе, разработка и реализация условий, способствующих формированию профессиональной компетентности такого специалиста, обусловлена следующими обстоятельствами:
во-первых, профессиональной подготовки специалистов по социальной работе в нашей стране до 1993 г. не велось. Это привело к тому, что до сих пор на должности специалиста по социальной работе работают люди, не имеющие специального образования;
во-вторых, недостаточный профессионализм специалистов непосредственно отражается на результативности работы всего учреждения;
в-третьих, процессы модернизации социальной сферы потребовали от специалистов выполнения функций, к исполнению которых они оказались не совсем готовы: необходимо включаться в поиск новых методов и технологий работы с клиентами, создавать методические пособия, обновлять устаревшую систему работы с кадрами, повышать уровень психолого-педагогической и методической помощи сотрудникам, осваивать новые формы работы по повышению квалификации сотрудников.