Одним самых примечательных явлений второй половины 17 века является оформление и развитие сатиры как отдельного литературного жанра. Формируется сатира на базе современной действительности: усиление роли торгово-ремесленного населения страны, в результате образования единого всероссийского рынка, и в то же время подверженность этой части населения эксплуатации, гнёту, бесправию. Вообще сатирическому обличению подвергались существенные стороны жизни феодального общества: несправедливый и продажный суд, социальное неравенство, безнравственность монашества и духовенства, их лицемерие, государственная система спаивания народа через «царёв кабак».
Обличению системы судопроизводства, опиравшегося на Соборное уложение царя Алексея Михайловича, посвящены повести о Шемякином суде и Ерше Ершовиче. В первой прослеживается корыстное казуистическое толкование законов, вторая показывает картину земельной тяжбы.
Обличению социальной несправедливости, общественного неравенства посвящена «Азбука о голом и небогатом человеке» — написанная в форме дидактических азбуковников.
Антиклерикальная тема: корыстолюбие, жадность попов разоблачаются в сатирической повести «Сказание о попе Саве». «Калязинская челобитная» изображает быт и нравы монашества, вроде они удалились из мирской жизни не для покаяния в молитвах, а потому что за стенами монастыря царит стая, полая пьяного разгула жизнь. В форме челобитной монахи жалуются архиепискому на нового архимандрита – настоятеля монастыря. Произведение использует форму делового документа. «Повесть о куре и лисицы» — в аллегорических образах русской народной сказки о животных обличает лицемерие и ханжество попов и монахов.
Ряд повестей построенных на параллели «пьяница – христианский мученик», в которых доказывается превосходство пьяниц над мучениками (Повесть о бражнике, Праздник кабацких ярыжек).
Основными средствами сатиры являлись: пародия, иносказание, преувеличение. В героях всегда были обобщённые образы, которые как бы указывали на целую группу людей.