48. Барокко в русской литературе XVII века. Творчество Симеона Полоцкого, Кариона Истомина, Сильвестра Медведева

Процесс демократизации литературы встречает ответную реакцию со стороны господствующих сословий. В придворных кругах насаждается искусственный нормативный церемониальный стиль с элементами украинского барокко. Вообще термин барокко был введён в 18 веке сторонниками классицизма для обозначения грубого, безвкусного «варварского» искусства и связывался изначально только с архитектурой и изобразительным искусством. Берков отвергал существование русского барокко в принципе и предлагал рассматривать виршевую поэзию как зарождение нового классицистического направления. Лихачев же напротив говорит о том, что следует говорить о существовании только русского барокко, которое было заимствованно из польско-украинской литературы и впоследствии приобрело свои специфические черты.

Ерёмин проанализировал всё это, работы Симеона Полоцкого и выделил характерные черты русского барокко: эстетическое выражение преувеличенного пафоса, нарочитая парадность, церемониальность, внешняя эмоциональность, избыточное нагромождение в одном произведении, казалось бы, несовместимых стилевых компонентов, аллегоричность и орнаментальность сюжета и языка.

Барокко как стиль: формировался в России во второй половине 7 века и обслуживал зарождавшийся просвещенный абсолютизм. Этот стиль в России не имел пессимистических настроений ренессанса (поскольку мы переходили к нему сразу от средневековья), носил просветительский характер. Мир писателями представлялся сложным и непознаваемым, притом, что они до конца не отходили от религиозных взглядов.

Барокко как тип художественного творчества появляется в разных странах в разные исторические периоды.

Виршевая поэзия (досиллабическая и силлабическая) появляется в России уже в первой трети 17 века. Большую роль в развитии силлабической поэзии сыграло творчество Симеона Полоцкого и его учеников – Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Полоцкий – вел активную просветительскую деятельность, боролся со старообрядцами, и в противостоянии греческой и латинской системы образования стоял на стороне последней (ибо греческая система старалась подчинить образование церкви). Произведения его носили просветительский и воспитательный характер. Писал панегирические (хвалебные) вирши, а также использовал в творчестве и другие темы. Произведения объединены в сборник «Ветроград многоцветный».

Сильвестр Медведев как поэт малооригинален и заимствует многое из панегирических стихов своего учителя.

Истомин же был более талантливым. Его перу принадлежат панегирические стихи царевне Софье (Мудрости), наставления юному Петру «Вразумление». Писал акростихи – из начальных букв строчек создаются слова или целые предложения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x