Повесть о Фроле Скобееве” как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести.

Произведение» создано во второй половине 17 века. Раскрывает тему взаимоотношений двух поколений, противопоставляя два типа отношений к жизни. Основа сюжета – жизнь купеческого сына Саввы Грудцына, которая подаётся на широком историческом фоне (детство Саввы проходит во время борьбы русских с поляками 1632-1634гг, в зрелых годах он сам принимает участие в войне за Смоленск), упоминаются в повести и исторические личности (царь Михаил Фёдорович, боярин Стрешнев и т.д.), да и сам герой принадлежит к известной купеческой семье Грудцыных-Усовых, но главное место отводится всё-таки частной жизни.

Беллетризация – изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования.

В юности Савва предавался любовным утехам с женой друга своего отца Бажена Второго. Потом он отказывается от неё, а она продает его мужу, чтобы тот выгнал Савву. Дальше волхвы вроде узнавали почему он печален. Появляется бес, с которым Савва заключает своеобразный договор – отречение от бога – очень похоже на Фауста. Бес – в образе «названого брата» всячески помогает Савве на его жизненном пути, Савва всё больше отличается от других и о его успехах узнают власти. В итоге Савва заболевает, ему является Богородица и говорит, чтобы он являлся в определенный день в церковь – когда Савва приходит – его исцеляют, и он уходит в монастырь.

Бес – своего рода судьба героя – его второе «я», которому приписываются греховные мысли, которое отражает метания души Саввы в целом. Сам автор, на мой, взгляд, не поддерживает явного нарушения устоев и подразумевает за удачу, принесённую бесом, расплату в виде вечных мучений, которые начинались с болезнью героя. Но покаяние – спасло героя в итоге – Богородица избавила его от мучений, взяв с него обет монашества. Для выражения своей позиции автор использует демонологические мотивы, тем самым делая своё произведение уникальным художественным сочетанием религиозного и светского начал (Савва старается получить определенное положение в обществе, и чем оно будет выше, тем для него лучше).

1. “Повесть о Фроле Скобееве” как плутовская новелла. Новый тип героя. Особенности языка повести.

Если герои повестей «о Горе-злосчастии» и «Савве Грудцыне» в своём рвении выйти за пределы традиционных норм морали терпят поражение, то вот Флор Скобеев (бедный дворянин) уже беззастенчиво попирает этические нормы, добиваясь личного успеха в жизни, материального блага, и общественного положения.

«Или буду я полковник, или покойник!» — заявляет Фролка. Для этого героя нет ничего святого – он верит только в силу денег, он не брезгует никакими методами, пуская в ход по обстановке и обман, и шантаж, и подкуп. Таким образом, Фрол – типичный плут, который не стеснён рамками морали – он действует по обстановке.

Он подкупает мамкину совесть (5 рублей, помнится, он ей дал, за организацию встречи), соблазняет дочь богатого стольника Нардина-Нащокина Аннушку, похищает её (с её согласия) и вступает с ней в брак. Хитростью и обманом супруги добиваются родительского благословения, потом полного прощения

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x