Страстно защищая старообрядчество в своём произведении, связывая с этой защитой, буквально каждое описанное событие, изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, опять же тесным образом связанных с церковным укладом, Аввакум делает своё произведение похожим больше не на житие, а на публицистический документ. На деле же это произведение является первой в истории нашей литературы автобиография-исповедь. Житие помимо жизнеописания и описания идей автора включает в себя и этнографическое описание далекого сибирского края. С традиционными формами агиографической литературы житие связывает немногое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, хотя её характер резко изменился по сравнению с традиционными житиями (они здесь не выходят за рамки бытового плана: пищаль, из которой Аввакума пытается застрелить «начальник» трижды не стреляет, Бог помогает Аввакуму наловить много рыбы там, где её никто не лавливал, и т.д.), использование образно-изобразительных средств агиографической литературы – олицетворением судьбы, например, является корабль, а жизнь человека уподобляется плаванью.
К родству с художественной литературой можно, я считаю, отнести стиль его повествования – это форма сказа (неторопливый рассказ от первого лица, обращенный к старцу Епифанию, но подразумевающий более широкую публику). Сказ сочетается в произведении с проповедью, что обуславливает переплетение книжно-церковного стиля с разговорно-просторечным.
Характерной особенностью стиля является отсутствие спокойного эпического повествования – житие состоит из ряда правдивых, искусно нарисованных, динамических, драматичных сцен, которые соединены между собой лирическими или публицистическими отступлениями.
Касательно времени – автор здесь не следит за строгой хронологией событий – он любит забегать вперёд, возвращаться к ранее рассказанным эпизодам. Часто использует народные пословицы, поговорки, каламбуры, в которых нередко скрыта тонкая ирония. Исследователи его стиля отмечают в наиболее драматических местах наличие рифмы и ритма, звуковых повторов.
Ещё одна интересная особенность – это то, что Аввакум придает текстам «священного писания» бытовую конкретность: например, об Адаме и Еве он говорит, что там произошло то же самое, что постоянно происходит у «слабоумных человеков», «Адам торопится свалить вину на Еву, а Ева на «змею».