«Раскол» представлял собой разделение церкви на тех, кто поддерживал реформу Никона (новгородского митрополита, ставшего патриархом, который в 1653г. предписал заменить земные поклоны поясными и креститься не двумя, а тремя пальцами), и старообрядцев. Старообрядчество – антифеодальное, антиправительственное движение.
Реформы Никона:
— «Книжная справа» — редактирование богослужебных книг на манер Византии.
— Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным.
— Крестные ходы теперь проводиться стали в обратном направлении (против солнца, а не посолонь)
— Возглас «Аллилуйя!» стал не однократным, а троекратным.
Получилось что по одну сторону Никон – реформатор (которого опять же выслали в монастырь, сняв с поста патриарха, за его доктрину «священство выше царства»), а по другую – Аввакум (старообрядец).
Причины раскола:
— Желание Никона и царя Алексея сделать Русь мировым центром православия (Идея Москва – Третий Рим). В то время как крещена Русь была ещё по законам старым (крещение 2 перстами), а позже в Византии получило распространение троеперстного знамения.
— Желание царя подчинить себе церковь, так как она была сложена всё ещё на феодальный манер и нарушала принцип централизации государства.
Аввакум – борется за «древлее благочестие», то есть за старые обряды церкви. Даже будучи заточённым в монастыре, он продолжает свою деятельность как идеолога раскола, призывая неповиноваться новым правилам. Он считал себя апостолом «истинной веры», а реформу Никона «Блудней еретической». Свою жизнь описал в «Житии» написанном о себе.