Церковный раскол, его причины и последствия. Протопоп Аввакум — идеолог раскола

«Раскол» представлял собой разделение церкви на тех, кто поддерживал реформу Никона (новгородского митрополита, ставшего патриархом, который в 1653г. предписал заменить земные поклоны поясными и креститься не двумя, а тремя пальцами), и старообрядцев. Старообрядчество – антифеодальное, антиправительственное движение.

Реформы Никона:

— «Книжная справа» — редактирование богослужебных книг на манер Византии.

— Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным.

— Крестные ходы теперь проводиться стали в обратном направлении (против солнца, а не посолонь)

— Возглас «Аллилуйя!» стал не однократным, а троекратным.

Получилось что по одну сторону Никон – реформатор (которого опять же выслали в монастырь, сняв с поста патриарха, за его доктрину «священство выше царства»), а по другую – Аввакум (старообрядец).

Причины раскола:

— Желание Никона и царя Алексея сделать Русь мировым центром православия (Идея Москва – Третий Рим). В то время как крещена Русь была ещё по законам старым (крещение 2 перстами), а позже в Византии получило распространение троеперстного знамения.

— Желание царя подчинить себе церковь, так как она была сложена всё ещё на феодальный манер и нарушала принцип централизации государства.

Аввакум – борется за «древлее благочестие», то есть за старые обряды церкви. Даже будучи заточённым в монастыре, он продолжает свою деятельность как идеолога раскола, призывая неповиноваться новым правилам. Он считал себя апостолом «истинной веры», а реформу Никона «Блудней еретической». Свою жизнь описал в «Житии» написанном о себе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x