40. Агиографическая традиция и художественная природа “Жития” протопопа Аввакума. Вопрос о жанре. Художественное время в “Житии

1672-73гг. Аввакум сам является автором своего жития – это уже противоречит канонам житийной литературы. Он сам определяет временные рамки своего повествования: «предлагаю житие своё от юности до пятидесяти пяти лет». Он отбирает только самые важные на его взгляд вехи своей жизни, начиная с рождения в семье сельского священника-пьяницы и заканчивая лишением сана и ссылкой в Пустозерск.

Центральной темой жития является тема личной жизни Аввакума, тесно связанная с борьбой за «древлее благочестие». Она переплетается с темой изображения жестокости и произвола «начальников»-воевод, обличения «антихристовой» деятельности Никона и его приспешников, которые утверждают в народе новую веру «кнутом и виселицей». Характер Аввакума раскрывается в житии как семейно-бытовом плане, так и в плане его общественных связей.

Страстно защищая старообрядчество в своём произведении, связывая с этой защитой, буквально каждое описанное событие, изображая себя в обстановке семейно-бытовых отношений, опять же тесным образом связанных с церковным укладом, Аввакум делает своё произведение похожим больше не на житие, а на публицистический документ. На деле же это произведение является первой в истории нашей литературы автобиография-исповедь. Житие помимо жизнеописания и описания идей автора включает в себя и этнографическое описание далекого сибирского края. С традиционными формами агиографической литературы житие связывает немногое: наличие вступления, ссылки на авторитет «отцов церкви», присутствие религиозной фантастики, хотя её характер резко изменился по сравнению с традиционными житиями (они здесь не выходят за рамки бытового плана: пищаль, из которой Аввакума пытается застрелить «начальник» трижды не стреляет, Бог помогает Аввакуму наловить много рыбы там, где её никто не лавливал, и т.д.), использование образно-изобразительных средств агиографической литературы – олицетворением судьбы, например, является корабль, а жизнь человека уподобляется плаванью.

К родству с художественной литературой можно, я считаю, отнести стиль его повествования – это форма сказа (неторопливый рассказ от первого лица, обращенный к старцу Епифанию, но подразумевающий более широкую публику). Сказ сочетается в произведении с проповедью, что обуславливает переплетение книжно-церковного стиля с разговорно-просторечным.

Характерной особенностью стиля является отсутствие спокойного эпического повествования – житие состоит из ряда правдивых, искусно нарисованных, динамических, драматичных сцен, которые соединены между собой лирическими или публицистическими отступлениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x