На произведении «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков» прослеживается демократизация жанра исторической повести.
Возникло произведение в казачьей среде и запечатлело подвиг горстки смельчаков, которые не только захватили в 1637 году турецкую крепость Азов, но и сумели удержать её в 1641 году от значительно превосходивших сил врага. Считается, что автором «повести» был казачий есаул Федор Порошин, который прибыл в Москву в 1641 году с просьбой к князю «взять под свою руку» захваченный Азов (мнение Робинсона). Так как Порошин сам был участником событий, он детально правдиво описал подвиг донских казаков в форме казачьей войсковой отписки (деловая письменность), придав этому жанру яркое поэтическое звучание. Использовался при этом казачий фольклор.
Отличительной особенностью «повести» является её герой. Это не выдающаяся историческая личность правителя, полководца, а небольшой коллектив, группа смельчаков казаков, свершивших свой подвиг не из корыстных целей, а ради Московского государства. Именно чувство национального самосознания, чувство патриотизма вдохновляет их на подвиг. Большинство казаков – это бежавшие на вольный Дон от своих владельцев холопы. И хоть на Руси их не почитают и «за псов смердящих» — они любят свою родину и не могут ей изменить.
Турки предлагают без боя сдать крепость, ибо если казаки этого не сделают, то на утро турки «раздробят их плоть в мелкие крошки». Казаки, не ожидая помощи от Москвы, смеются над чванством, высокомерием турецкого султана. И хоть Москва к ним относится с презрением, казаки гордятся своей православной родиной и готовы принять бой.
Прославляя подвиг казаков, автор изображает гиперболически приход врага – против 5000 казаков войско турецкого султана в 300000 человек. Казаки принимают неравный бой. Осада длится 95 дней, казаки отбивают 24 вражеских приступа, уничтожают подкоп, с помощью которого враг хотел овладеть городом. Под конец силы казачества изнемогают от усталости. Собрав последние силы, они идут на последнюю вылазку, и вот здесь читателю является самый поэтический момент в повести, отражающий особенности казачьего фольклора – это прощание казаков. Они прощаются со своей родиной, с родными степями, тихим Доном. Прощание направлено на природу, но задевает и государя московского, который для них является олицетворением Русской земли.
Победа казаков, согласно традиции, автором объясняется результатом чудесного заступничества небесных сил во главе с Иоанном Предтечей. В языке книги отсутствует книжная риторика и очень много живой разговорной речи. Также отличительной особенностью можно считать стремление автора выразить чувства «массы», а не отдельного человека.
Крепость правда вернули туркам после земского собора, а Порошина сослали в Сибирь.