Достоянием публики в своё время стала переписка Курбского и Ивана Грозного. Курбский требовал в своём послании ограничить единодержавную власть царя и разделить её между царём и боярами, ибо они являются, по мнению Курбского, основой государства. Грозный же наоборот ущемлял права бояр, возвышая служивых дворян.
В ответе Грозного Курбскому виден недюжинный ум, широкая образованность, начитанность и в то же время гордая и метущаяся душа автора. Послание носит пафосный характер, так как обращено оно было не только к Курбскому, но ко всем «крестоизменникам» и носило обличительный характер для бояр-изменников с одной стороны, а с другой – утвердительный характер обоснований самодержавной власти.
Грозный выступает как политик, государственный человек – его речь вначале официальна и сдержана. Грозный последовательно доказывает генеалогическую наследственность своей власти, после чего переходит на Иосифлянские идеи, говоря, что его власть божественного происхождения, и соответственно, если Курбский ослушался царя – он является также богоизменником. В опровержение оценки, данной Курбским боярству (сила и слава государства), Царь приводит автобиографические моменты о расхищении боярами казны матери, о воцарении Шуйских и т.д. Далее уже не стесняясь в выражениях он приходит к прямой издёвке над противником, о чем Курбский не раз потом будет припоминать и насмехаться. В одном из следующих писем Курбский бросает царю упрёк о смешении стилей книжного и разговорного.
Также как пример писательского таланта Грозного можно рассматривать его «Послание в Кирилло-Белоозёрский монастырь» по поводу нарушения монастырского устава сосланными туда боярами (Шереметьевым, Хабаровым, Собакиным). Послание пронизано едкой иронией, перерастающей в сарказм, по отношению к опальным боярам, которые в монастыре свои «любострастные уставы ввели». Также царь «наезжает» и на монахов, которые не могут совладать с постриженными боярами.
Не считаясь с канонами и традициями, смело нарушая их, Грозный вводит в свои послания конкретные зарисовки из жизни. Дабы передать всю сложность своих чувств, он часто прибегает к использованию просторечных выражений и даже бранных слов. Это делает его мастером своеобразного «кусательного» стиля, который без промаха разит оппонента.