Новгородский архиепископ Геннадий и игумен Иосиф Волоцкий были идеологами черного духовенства. Геннадий отстаивал превосходство священства над царством, а Иосиф наоборот. Позже Иосиф добился расправы или высылки еретиков из Москвы (тех. Что поддерживали Геннадия). Далее идёт разделение на «стяжателей» (точка зрения Иосифа, который говорил, что владение землёй необходимо монастырям) и «нестяжателей» (те, кто был за то, чтобы монастыри не владели землёй, а монахи кормили себя трудом «рукоделием»: Нил Сорский). Позже победа остаётся за «стяжателями» (Иосифлянами), но с компромиссом: монастыри без одобрения князя не могут больше расширять свои владения, а прежние владельцы могут выкупать у монастырей, некогда принадлежавшие им земли.
16 век – время окончательного складывания и укрепления централизованно русского государства. Разнообразные летописные своды сменяет единая общерусская Великокняжеская летопись. Создается единый свод церковной и частично светской литературы «Великие Менеи Четии».
Существуют разногласия по поводу централизации: антифеодальным движениям противостоит официальная идеология. В начале 20 годов этого века появляются два важнейших идеологических памятника: «Послание о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы и «Послание на звездочетцев» Филофея.
В «Послании о Мономаховом венце» илагалась легенда, сыгравшая важнейшую роль в развитии официальной идеологии Русского самодержавного государства. Это легенда о происхождении правящей на Руси династии от римского Императора «Августа-кесаря» и о подтверждении её династических прав «Мономаховым венцом», якобы полученным Владимиром Мономахом от византийского императора.
Свое «Послание» Савва начинал с изложения библейской истории и разделения вселенной при «Августе-кесаре», при котором города на реках Висле и Немас достались его родичу Прусу, потомком которого оказывался Рюрик – дальше идёт рассказ о призвании варягов и походе Владимира Мономаха на Царьград и получении им царского венца.
На основе «послания» было создано и «Сказание о князьях Владимирских».
В 1524 году старший монах Псковско-Печерского монастыря Филофей написал «Послание на зведочётцев», направленное против немецкого врача и философа, католика, распространявшего на Руси немецкий альманах с астрономическими и астрологическими предсказаниями. Протестуя против этого, Филофей высказал мнение о греховности всего латинского (католического) мира, и о том, что как «первый Рим», так и «второй Рим» (имелся ввиду Константинополь) впали в ересь и перестали быть центрами христианского мира. На смену им приходит Русское царство – «Третий Рим». «Два Рима пали, Третий Рим стоит, Четвёртому Риму – не бывать».
Незадолго до завоевания турками Константинополя византийский император и патриарх, желая получить помощь с Запада, согласились на соединение греко-православной церкви с латинской, католической. Но церковная уния не спасла Константинополь и он был завоёван Турками. В России завоевание Царьграда рассматривали как божью кару за отказ от христианства.
Общей идеей этих памятников была идея об особенной роли России как единственной православной страны, уцелевшей в мире, утратившем истинное