Повесть была создана в середине 16 века Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий. После канонизации Петра и Февронии повесть получила распространение как житие, но не была включения в сборник «Четьих-Миней», так как резко расходилась с житийным каноном. Повесть прославляла силу и красоту женской любви, способной преодолеть все жизненные невзгоды и одержать победу над смертью.
Героями повести являеются исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд, которые и легли в основу сюжета повести.
Феврония – очень мудрая женщина. Когда слуга князя Петра приходит в избу и застает её в простых одеждах перед ткацким станком, спрашивает, есть ли кто из мужчин в доме, Феврония отвечает ему непонятной для него речью. Потом она объясняет, что: уши дому – собака, глаза – ребёнок, ни то, ни другого у неё нет, а родители ушли на похороны взаймы плакать, ибо когда сами умрут по ним тоже будет плач.
Она также одерживает победу и над Петром, состязаясь с ним в мудрости. Когда тот попросил её сделать рубашку, штаны и полотенце из пучка льна, пока она моется в бане, она взамен попросила его сделать ткацкий станок из щепки, на что Пётр сказал, что это невозможно. То же самое сказала ему и по поводу пучка льна.
Затем она взамен лечению просит Петра взять её в жёны. Тот соглашается, но по выздоровлению забывает про своё обещание. Феврония же не полностью излечила князя (помазала не все струпья) и когда князь вновь заболел – он со стыдом пришёл к ней просить лечения. Тогда она взяла твёрдое слово с князя жениться на ней.
Подобно героиням русских сказок Феврония борется за свою любовь, за счастье. До конца дней она сято хранит любовь к мужу. Потом по требованию муромских бояр она покидает город, взяв с собой самое для неё дорогое – супруга. Умирает Феврония одновременно с мужем, ибо не мыслит жизни без него.
В повести намечена тема социального неравенства (Князь не сразу женится на дочери бортника, бояре против того, что она нарушает «чин» — порядок).
Структура произведения как уже говорилось отлична от структуры жития. Нет описания благочестивого происхождения героев, их детства, подвигов благочестия. Чудеса, которые присутствуют в повести также более походят на сказочные (крошки, сметенные со стола Февросией превращаются в «добротный фамиам», деревца маленькие за ночь вырастают). Хотя Последнее чудо, когда возлюбленные воссоединились в одном гробу – символ вечной любви.
Повесть не отражает каких-либо исторических событий, а связана с возросшим интересом к личной жизни человека.