Создано было вскоре после смерти Стефана в 1396г. Цель жития – прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёком коми-пермяцком крае. Прославить торжество христианства над язычеством. Оформляется автором фактический материал в изящный панегирик.
Открывается житие риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача: пермских людей, пермской церкви и «плач и похвала инока списающа». Во вступлении автор говорит о том какие источники он использовал и собственно о мотивах, побудивших его написать это произведение (ради памяти, ибо забыто будет всё в годах). В биографической части Епифаний говорит о Стефане – родился в Устюге, научившись грамоте, прочел множество книг Ветхого и нового заветов, внимательно слушал «чистые проповеди». Стефан заранее готовил себя к миссионерской деятельности, а уже потом пришёл в землю Пермскую. Основное место в житии отведено описанию миссионерской деятельности Стефана – он живёт среди язычников и своим примером и действиями воздействует на них (срубил волшебную берёзу, которой они поклонялись, срамил волхва Пама). Он делает эту борьбу с Памом публичной. Предлагает шаману войти с ним в горящий костёр или искупаться в ледяной проруби, на что Пам естественно отказывается, теряя свой авторитет у зырян. Одержав победу, Стефан защищает Пама от гнева пермяков, которые требуют его казни, добивается, чтобы наказанием стало лишь изгнание.
Епифаний интересно подходит к изображению отрицательного героя. Пам – это незаурядная личность, имеющая большое влияние на пермяков. Он в первую очередь видит в Стефане ставленника от Москвы и говорит своим, что «не от Москвы ли нам проблемы были?». Победа над Памом даётся Стефану, как отмечает автор, нелегко, что делает его ещё более нравственным и подчёркивает его значение как победителя. Главную заслугу Стефана автор видит в его просветительской деятельности, создании пермской азбуки и переводе на пермский язык книг «священного писания».
«Плетение словес».