1. “Задонщина”. Время создания, вопрос об авторе. Соотношение “Задонщины” и “Слова о полку Игореве”. Композиция, образы, стилистические средства.
В конце 14 – начале 15 века была написана поэтическая повесть о Куликовской битве «Задонщина». Дошла до нас в 6 списках, двух редакциях. Все списки дефектны, имеют много пропусков, а некоторые не имеют конца. Шамбинаго на их основании реконструировал текст «задонщины», а текстологические исследования проводила Дмитриева. Повесть посвящена прославлению победа русских войск над монголо-татарскими полчищами. Материал черпался из летописной повети, а образцом послужило «слово о полку Игореве», вследствие чего выдвигались идеи о том, что первична именно «Задонщина», а «Слово» — уже поздняя подделка под это произведение, но которые являются неверными.
Поэтический план и художественные приемы из «Слова о полку Игореве» сознательно используются автором и обуславливаются самим замыслом произведения, где сравниваются события прошлого и настоящего. Если «Слово» только призывало князей объединиться для борьбы с противником, то «Задонщина» уже прославляет это единение. Автор не только сопоставлял эти временные промежутки, но и противопоставлял их.
Поэтический план «Задонщины» состоит из вступления, которое призвано проставить Князей и настроить на торжественный лад, и 2 частей: «жалости» и «похвалы». Воинская доблесть характеризуются теми же приемами, что и в «Слове». «Задонщина» подчёркивает генеалогическую принадлежность Московских князей к Киевским, и тем самым отмечает, что Москва – является наследницей Киева (как сердца Руси), его культуры и славы.
Первая часть «Задонщины» — «жалость», описывает сбор русских войск, их выступление в поход, первую битву и поражение. Природа на стороне русских и предвещает им победу. После первого поражения русских павших оплакивают их жены: княгини и боярыни. Плач построен подобно плачу Ярославны, на обращении к ветру, Дону и Москве-реке.
Вторая часть «Задонщины» — «похвала, прославляет победу, одержанную русскими, когда из засады выступил полк Дмитрия Волынца.
Стиль повествования в «Задонщине» радостный. Автор проникнут сознанием конца периода «туги» и «печали». Значительно усилен в «Задонщине» христианский элемент и по сравнению со «Словом» вовсе отсутствуют языческие мифологические образы. В отличие от «слова» автор шире использует некоторые приёмы народной поэзии (отрицательные сравнения), символические образы народной поэзии (соколы, кречеты, волки, орлы), деловой стиль 15 века (хронологические уточнения, генеалогические формулы). «Задонщине» присуща строфичность, которая подчёркивается одинаковыми зачинами (И рече им князь, и молвяще Олег и т.д.).
К вопросу об авторстве: принято считать, что автором «Задонщины» является Софоний Рязанцев – его имя было в нескольких списках как имя автора. В самом тексте упоминается это имя, но скорее всего это автор какого-то недошедшего до нас произведения о Куликовской битве.