Существует две версии этой легенды, возникшие независимо друг от друга, но восходящие к одному источнику. По одной из версий. Меркурий – юноша, который был богобоязнен и часто молился (почти идеальный христианин). Во время, когда Батый подходит к рубежам Смоленска, к пономарю пригородного печерского монастыря является богородица, которая просит привести в храм Меркурия. Юноше она вручает меч и говорит, чтобы он смело шёл в стан противника и разил их. После чего ему явится светлый воин, отсечёт своим мечом ему голову, а Меркурий должен с головой в руках прийти в город, где будет с честью погребён в храме богородицы и обретёт вечное блаженство. Дальше так всё и происходит.
Другая версия говорит, что Меркурий был знатным римлянином, пришедшим в Смоленск. И голову ему отрубает не светлый воин, а сын поверженного исполина. После погребения Меркурия в Смоленске, он является народу и просит, чтобы его меч повесили над его гробницей, дабы он охранял город. Эта легенда говорит, на мой взгляд, о самоотверженности некоторых воинов, которые готовы заведомо пойти на смерть, дабы спасти целый город. Произведение это является агиографическим, так как имеют действие святые, и есть описание посмертного чуда.
«Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» – это рассказ о мученической смерти в ставке Батыя на Волге Черниговского и бывшего Киевского князя Михаила Всеволодовича и его боярина Федора в октябре 1246 г. Князь, приехавший просить ярлык на Черниговское княжение, признал сюзеренитет ордынского хана, но отказался выполнить языческие религиозные обряды, за что и был убит. Подвиг князя Михаила, пострадавшего за христианскую веру, стоит особняком. В этом произведении отражается стойкость Русских князей в религиозном плане и представляется пример для других князей.
1. Литература XIV — первой половины XV в. Экспрессивно-эмоциональный стиль. Абстрактный психологизм.
Со временем меняется социальный строй: если давно это была родовая община, позже это стало феодальным обществом, то в это время происходит ещё одно освобождение человеческой личности из-под власти корпорации. Вот почему в литературе, особенно житийной, раскрывающей внутреннюю жизнь одного человека, всё больше и больше внимания уделяется эмоциональной сфере, литература начинает интересоваться психологией человека, его душевным состоянием. Это приводит к развитию экспрессивно-эмоционального стиля. А в идейной жизни всё большее значение приобретает «безмолвие», уединенная молитва, совершаемая вне церкви – уединение личности, уход её из общества, что соответствовало в тех условиях духу развивающегося личностного начала. Но освобождение личности на Руси осуществляется в пределах религии, а потому не может быть отождествлено с Возрождением. Это связано с пробуждением исторического сознания.
Всей средневековой литературе было свойственно явление абстрагирования – стремления выявить в действительности общее вместо единичного, духовное вместо материального, внутренний, религиозный смысл каждого явления. Это явление и определяет особенности изображения человеческой психологии в литературе этого времени. Лихачев определил эту русской литературы как «абстрактный психологизм». Но отдельные проявления психологии изображаются пока без всякой индивидуализации, без сложения в характер. Индивидуальность по-прежнему пока ограничена отнесением человека к «добрым» или к «злым», «положительным» и «отрицательным».