Открывается авторским вступлением, в котором Даниил прославляет «разум ума своего». Разум – главное качество сердечной красоты, духовной сущности человека, утверждает автор. Он слагает панегирик человеческой мудрости, определяет главную тему «Слова», его жанровую структуру, основой которой становится притча. Даниил говорит о своей жизненной неудаче – нищета покрыла его – и просит князя помочь ему – «только страх княжеской грозы» может оградить его от жизненных неурядиц.
Далее Даниил вводит читателя в типичную жизненную ситуацию: от человека, попавшего в беду, отвернулись его друзья и близкие, ведь он не может теперь поставить перед ними «трапезы многоразличных брашен». Его возмущает лицемерие друзей. Далее на первый план выдвигается противопоставление богатства и бедности. Просьба к князю о помощи перерастает в панегирик правителю. После описания контраста княжеского и бедняцкого «пира» Даниил противопоставляет доброго и злого господина. Далее автор вступает в мнимый диалог с князем и полемизирует с ним как с воображаемым оппонентом, противопоставляя уже бедного, но мыслящего человека богатому, но «несмысляшему». Отвергая совет князя жениться, приступает к обличению «злых жен».
Своему произведению Даниил придаёт форму импровизации, свободно оперируя афоризмами из различных источников. Как я понимаю – это произведение является неким философским рассуждением о жизни, поиском истины не только для читателей, но в первую очередь для самого себя.
В заключение автор выступает в роли наставника, чувствующего и понимающего этот мир и осознающего, что невозможно запретить безумие (глупость) его. Завершается «Слово» молитвой, в которой Даниил просит у Бога «князю нашему Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифль разум, мудрость Соломоню и хитрость Давидову». То есть автор как бы указывает на то, чего князю не достаёт до идеального правителя и человека в первую очередь.
«Моление» адресовано Князю Ярославу Всеволодовичу Переяславскому. В Молении усилено панегирическое прославление князя путём цитирования «Песни песней» царя Соломона. Доказывается преимущество мудрости над храбростью. В Молении появляется резкое осуждение боярства, их автор относит к «злым господам», которые попирают человеческое достоинство своих слуг. О себе здесь Даниил говорит более чётко, называя себя дворянином. Более скромное место в Молении сравнительно со Словом занимает обличение «злых жен». В Молении вводится по сравнению со словом новая тема обличения монашества. Здесь Даниил отвергает с негодованием совет князя постричься в монахи, изображая их лицемерами, желающими вернуться к мирской жизни. Завершается моление молитвой, в которой звучит тревога по поводу появления «незнаемого языка» (о начале татаро-монгольского нашествия).
Таким образом это произведение принадлежит к публицистическим дидактическим произведениям, которые в форме афоризмов, наполненных философским нравственным содержанием, раскрывают быт и нравы Руси накануне татаро-монгольского нашествия.