В середине 13 века Русская земля подверглась нашествиям монголов под предводительством Чингиз-хана, что было отражено в русской литературе того времени. Первое столкновение русских с кочевниками произошло в 1223 году на реке Калке. «Повесть о битве на реке Калке» обстоятельно описывает ход событий. Первыми столкнулись с монголами половцы. После них с противников сражались Русские войска под предводительством южнорусских князей, но повесть указывает, что причиной разгрома на Калке явилось отсутствие единства между князьями. Повесть хорошо передает настроение русского общества, для которого приход этих татарских войск ассоциировался с концом света, предсказанным в «Откровении». Народное сознание связывало с битвой на Калке сказание о гибели русских богатырей.
Событиями этого нашествия порождено и такое произведение как «Слово о погибели земли Русской», впервые обнаруженное лишь в 70 годах 19 века. Данное произведение исполнено высокого гражданского патриотического звучания. В центре произведения – образ земли Русской (светло-светлой, украсно-украшенной). Автор славит красоты и величие земли Русской в её пейзажах, городах, людях, прославляет князей. Подобно автору «Слова о полку Игореве» здесь автор сравнивает былое величие Руси с нынешним упадком. Образ Мономаха приобретает героическое значение, ибо именно он прекратил усобицы между князьями и нанёс удар противнику. Это произведение можно отнести к жанру историко-публицистических «слов» — «речи», призванной вселить в сердца слушателей мужество, бодрость, пробудить чувство гордости за свою землю, подвергшуюся опустошительному разгрому, вдохновить на борьбу. Написано оно было после 1240 года – после падения Киева.
Литература этого периода несёт в себе постоянный призыв для слушателей и читателей постоять за землю русскую. При наличии такого мощного и неведомого ранее противника авторы того времени старались поддержать боевой дух русских воинов, демонстрируя величие Руси в былые времена и оставляя надежду на восстановление это величия в будущем.