1) Повествование о событиях похода. Даётся краткая характеристика Игоря, и подчёркиваются его действия ради Русской земли. Войска выступают (инициатива похода принадлежит Всеволоду, а не Игорю). Нет точного указания на место и время выступления, путь воинов, но есть замечательные картины природы, которые несут символическое значение. Описание первой битвы и трофеев. Далее следует картина мрачная, предвещающая недоброе – кровавые зори, тучи.
2) Кульминацию сюжета составляет поражение русских войск. Автор говорит не только о неудаче этого похода, но показывает значение этой неудачи для всей Руси.
3) Киев, «мутный» сон Святослава, который толкуется боярами как поражение Игоря (одевают в черное на кровати тисовой, наливают голубое вино, дебри, зелье из пустых колчанов поганьих, тяжелый камень на груди…).
4) Монолог Святослава («золотое слово»), который звучит как призыв для князей объединиться и постоять за землю русскую. Публицистическая направленность.
5) Плач Ярославны. Лирическая направленность
6) Возвращение Игоря.
7) Прославление князей русских.
Автор отступает иногда от исторических фактов, берёт только самые важные события, которые помогают ему дать оценку им.
1. Творчество Кирилла Туровского. Лирико-драматический характер “Слов”. Элементы символического пейзажа.
О самом Кирилле мало что известно, а что известно – то из его проложного жития. Кириллу принадлежит «»обличение ростовского епископа Федорца, послание к Андрею Боголюбскому (до нас не дошло), восемь торжественных слов, около 22 молитв и один канон.
Торжественные «слова» его посвящены церковным праздникам. Они разъясняют смысл того или иного христианского праздника и потому лишены политической злободневности или публицистической направленности Илариона. Он ставит своей целью воспеть, прославить, похвалить эти праздники. С этой целью Туровский часто прибегает к аллегорическим образам, символическим параллелям. Характерной особенностью «слов» Кирилла является образный лиризм и драматизм. Он часто вводит в текст монологи и диалоги, плачи. Также автор использует и символическое толкование отдельных явлений природы (Например, в «слове на антипасху» — Солнце – как Христос).
«Слова» Кирилла имеют четкую композицию и всегда состоят из 3 частей:
1) Вступление (его задача привлечь слушателя, настроить на определенный лад, настроение)
2) Основная часть (которая рассказывает о христианском празднике)
3) Заключение (похвала, молитва празднику).
Туровский очень органично сливает свои «слова» с церковным песнопением и живописью, заставляет слушателей видеть «здесь и сейчас» события давно минувших дней.