Стиль монументального историзма зародился еще в Византии и через болгарское посредничество проник на Русь. Он ознаменовал себя как подстраивание античного сознания к народному мышлению. Характеризуя стиль монументального историзма, Лихачев выделил составляющие характеристики стиля: динамичность, взгляд с расстояния, сохранность в веках. Эти свойства проявлялись не только в литературе, но и в зодчестве, живописи.
Стиль монументального средневекового историзма, тесно связанный с феодальным устройством общества, с рыцарскими представлениями о чести, правах и долге феодала, о его патриотических обязанностях и т. д. Стиль этот развивается главным образом в летописях, в воинских повестях, в повестях о княжеских преступлениях, но пронизывает собой и другие жанры. Он более отчетлив в светских произведениях, чем в церковных.
Монументальному историзму присуще «панорамное зрение» автора – когда все события показываются читателю как бы издалека, демонстрируя эпичность и глобальность происходящего, создавая своеобразный, величественный монумент. Нередко используется проецирование действий главных героев на огромный природный «экран», когда природа является не только фоном происходящего, но как бы «содействует» героям произведения или подчёркивает их действия. Такое явление ярко выражено в «Слове о полку Игореве».
Стиль монументального историзма также часто использует символы опять же связанные с природными явлениями (дождь, затмения, буря и т.д.).
1. Красноречие в Древней Руси, его виды. Учительное красноречие. “Поучение” Владимира Мономаха.
Русское красноречие возникло чрезвычайно рано, вместе с самой русской словесностью и русской письменностью, и достигло расцвета уже в 11-12 вв. Оригинальные, непереводные сочинения, созданные в области красноречия, появились на Руси едва ли не раньше, чем все другие отрасли литературы, наравне с летописанием и первыми житиями святых. Образцом для этих сочинений послужило византийское красноречие.
Аристотель делил красноречие на 3 типа: судебное (касается обсуждения уже случившегося факта), совещательное (касается того, что только должно произойти) и торжественное (касается простого слушателя, который после прослушивания делает для себя некоторые выводы, таковы воспитательные, патриотические, просветительные речи). Красноречие Киевской Руси было исключительно торжественным и имело ряд свойств:
1. Обращение к единомышленникам.
2. Расчет на долговременное воздействие.
3. Учительность, обращение «сверху».
4. Сильный этический пафос, постоянные ссылки на Священное Писание.
5. Амплифицирующее построение речи (использование однородных элементов речи: синонимов, определений, сравнений).
6. Пристрастие к развернутым метафорам, притчам.
7. Ритмизованный, «нарочитый» характер речи.
Владимир Мономах – собиратель земель Русских – способствовал своей политикой временному прекращению княжеских усобиц. Центральная идея «Поучения» состоит в призыве строго соблюдать требования феодального правопорядка, руководствоваться ими, а не своекорыстными семейными интересами. На первый план в «Поучении» выдвигается забота государя о благе государства, другой не менее важной задачей князя является забота о благе церкви. Забота о слабых и т.д. Само произведение является иллюстрацией идеального правителя – такого правителя, каким правители должны быть. Вместе с тем Мономах в своём «Поучении» отвечает на множество социальных и нравственных вопросов, характерных для его времени. По ходу своего поучения автор постоянно напоминает о необходимости воздавать хвалу Богу молитвами: утром и вечером, но нем не менее уделяет очень много внимания практическим наставлениям.
2. Торжественное красноречие. “Слово о Законе и Благодати” митрополита Иллариона. Композиция “Слова…”, его идейный смысл.
Было написано 1037-1050 гг. священником княжеской церкви Иларионом. Созданное им произведение было произнесено в Софийском соборе и произвело впечатление на Ярослава Мудрого.
«Слово» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как державы равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопоставляя Иудаизм (закон) и христианство (благодать) автор в начале «слова» доказывает преимущества благодати над законом. Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение благодатью и говорит, что любой народ по своему выбору может избрать эту благодать.
Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении христианства на Руси. В похвале Владимиру автор перечисляет все его заслуги перед родиной, говорит, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит именно Владимиру, а не грекам. Таким образом «Слово о законе и благодати» выдвигало требование канонизации Владимира как святого. В то же время оно прославляло и деятельность Ярослава.
Композиционно произведение разделается на:
1) Первую часть – сопоставление Закона и Благодати, которая является пространным введением ко второй части. Автор применяет принцип антитезы.
Вторая, центральная часть – похвала Владимиру, которая завершается авторским обращением к Владимиру встать из гроба и взглянуть на славные дела своего сына Георгия (христианское имя Ярослава). Автор часто сравнивает деятельность князя с апостолами, широко используются