Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника

1. “Житие Феодосия Печерского”, его сюжет и композиция. Черты исторической действительности, метафоры-символы в системе изобразительных средств “Жития”.

«Житие Феодосия Печерского» написано Нестором. Феодосий – монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только собственному духовному совершенствованию, но и воспитанию монастырской братии и мирян.

Житие имеет характерную трёхчастную композицию: авторское вступление-предисловие, центральную часть – повествование и заключение. Основу центральной части составляет эпизод, связанный с деяниями не только Феодосия, но и его сподвижников (Никона Великого, Стефана, Варлаама и т.д.). Факты Нестор брал из устных рассказов «древних отцов», при том в достоверности этих фактов автор не сомневался.

Житие содержит богатые материал, позволяющий судить о монастырском быте, хозяйстве, характере взаимоотношений игумена с князем, что является чертами исторической действительности.

Согласно традициям византийского жития, Нестор последовательно использует символические тропы. Феодосия он последовательно по ходу произведения называет «светильником», «зарёй», «светом», «пастухом» и «пастырем словесного стада». То есть как бы постепенное просветление человеческой души и постепенное нарастание просвятителькой деятельности.

2. Киево-Печерский патерик. История создания. Литературное значение памятника.

Патерик – это общее название для сборников дидактических новелл о подвигах христианских монахов, а также собраний их нравоучительных изречений.

В первой половине 13 века было положено начало формирования «Киево-Печерского патерика», основой для которого стала переписка между Суздальским епископом Симоном и монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом, а также послание Поликарпа к игумену Акиндину.

Поликарп мечтал о епископской должности и пытался получить её через жену князя Ростислава Верхуславу. Симон же осуждал Поликарпа за его происки и «санолюбие». Симон подчёркивает культурное значение Киево-печерского монастыря для всей земли русской: из его стен вышли знаменитые деятели христианского просвещения, и Симон перечисляет около 50 знаменитых имён. Свои мысли Симон подкрепляет «Сказанием о святых черноризцах печерских», где содержится 9 достоверных повестей о «божественнейших отцах», и повестью об украшении Печерской церкви.

Под влиянием послания Симона Поликарп в обращении к игумену Киево-Печерского монастыря Акиндину сообщает ещё одиннадцать рассказов о «подвигах» 30 монахов, чтобы и другие узнали «житие преподобных отцов».

Позже сказания Симона и Поликарпа были объединены и дополненны «Житием Феодосия Печерского», написанным Нестором. В таком виде до нас дошла древнейшая рукопись патерика, созданная по инициативе тверского епископа Арсения, названная Арсеньевской. А в 1460 и 62 годах в Киево-Печерском монастыре по инициативе игумена Кассиана были созданы более полные редакции, названные «Патерик Печерский».

В условиях феодальной раздробленности, когда Киев утратил значение политического центра, патерик напоминал о том, что Киев остаётся центром религиозным, напоминал о былом величии и славе Киева, говорил об общерусском значении Киево-Печерского монастыря как символа единства Русской земли.

Патерик наравне с вымыслом и фантастическими описаниями чудес рассказывал о реальных сторонах монастырского быта, раскрывал тайные желания монахов вернуться к мирской жизни. Вскрывал взаимоотношения монашества и князей, при столкновениях интересов которых всегда с победой оставались монахи.

3. Стиль монументального историзма в древнерусской литературе XIXIII вв.

Стиль монументального историзма зародился еще в Византии и через болгарское посредничество проник на Русь. Он ознаменовал себя как подстраивание античного сознания к народному мышлению. Характеризуя стиль монументального историзма, Лихачев выделил составляющие

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x