Литература зарождается лишь в условиях классового общества. Для её зарождения необходимо образование государства, наличие письменности и существование высокоразвитых форм устного творчества.
— Возникновение древнерусской литературы связано с образованием раннефеодального государства, характерной особенностью которого является то, что восточнославянские племена приходят к феодализму, минуя рабовладельчество.
— Необходимость обоснования возможности меньшинства править большинством: устное творчество и художественно и идеологически поддерживало родовой строй.
— С развитием торгово-экономических отношений появилась потребность в письменности. При том письменность появилась на Руси задолго до принятия христианства («Паннонское житие Кирилла» Храбра Черноризца в 9 веке). Создание Кириллом и Мефодием славянской азбуки способствовало быстрому развитию культуры.
— Принятие Христианства также дало мощный толчок распространению культуры на Руси.
— Для развития самобытной древнерусской литературы немаловажным является факт, что Русь приняла Христианство от Византии – носителя самой высокой культуры в то время. Греческая православная церковь допускала свободное развитие национальных языков, в отличие от католической, которая избрала латинский языком литературы.
Устное народное творчество в тот период, когда возникла литература, уже отошла от мифологизма и направлена была больше на исторические сказания. А фольклор являлся основным источником для начала древнерусской литературы.
Усваивая христианскую идеологию, народ приспосабливал её к привычным языческим идеям – так зародилось «двоеверие», явление, которое отражено в древнерусской литературе и сохранялось на протяжении многих лет.
Словесные формулы, которые были распространены в русской речи и обладали сжатостью и выразительностью, способствовали развитию сжатого, афористического стиля изложения в древнерусской литературе.
Филосовскими основами древнерусской литературы являлись христианские канонические книги нового завета, Евангелие и Апостол, а также ветхозаветная книга Псалтырь. Основные философские мысли Древней Руси были обращены на богопознание, познание сотворённого богом мира, определению места человека в системе мироздания.
Важным средством религиозно-нравственного воспитания была житийная литература, которая рассказывала о жизни святых.
Усвоение нового христианского мировоззрения Древней Руси шло не только путём перевода произведений канонической церковной литературы, но также и использованием Апокрифов. Апокрифами назывались произведения