труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
-компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Перечень ключевых компетенций нуждается в детализации как по уровням обучения, так и по учебным предметам.
Модель компетенций магистра (Москва УМО)
1) Универсальные (общие): социально-личностные и общекультурыне
2) Профессиональные (по видам деятельности)
— Теоретико-аналитические (понимать, соотносить, признавать);
— Этические;
— Информационно-исследовательские;
— Методические (технологические);
— Правовые;
— Коммуникативные;
— Проективные;
— Организационно-административные.
И. Г. Галямина. Специалист с высшим образованием должен обладать определенным набором компетенций. При этом магистр должен обладать как теми же компетенциями, что и бакалавр, так и дополнительными, которые он должен получить на втором уровне обучения.
1) Социально-личностные:
· Гражданственность, понимание необходимости здорового образа жизни, способность и готовность обучаться самостоятельно, способность и готовность общаться, способность и готовность использовать знания иностранного языка в профессиональной деятельности – компетенции бакалавра;
· Стремление к социальному взаимодействию (способность использования когнитивных, эмоциональных и волевых особенностей психологии личности; готовность к сотрудничеству; расовая, национальная, религиозная терпимость, умение погашать конфликты), понимание значимости науки и культуры, стремление к самосовершенствованию, готовность решать сложные вопросы – дополнительные компетенции магистра.
2) Экономические и организационно-управленческие:
· Способность и готовность оценить результаты деятельности, способность и готовность использовать знание организационно-правовых основ, способность организовывать работу коллектива – компетенции бакалавра;
· Способность и готовность использовать знания и умение по оцениванию результатов деятельности, управлению качеством, готовность к использованию инновационных идей, готовность идти на определенный риск при принятии решений – дополнительные компетенции магистра.
3) Общенаучные:
· Способность и готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, взаимоотношениях между абстрактными величинами: об информации, закономерностях её создания, преобразования, передачи и использования, способность и готовность использовать знания о наиболее общих закономерностях явлений природы, свойствах и строении материи и законах её движения; о химических элементах, образуемых ими простых и сложных веществах и о законах их превращений, знания о принципиальных закономерностях взаимоотношения живых организмов и окружающей среды, способность и готовность применять знания и навыки по профессионально ориентированным естественнонаучным дисциплинам;
· Способность и готовность использовать знания и геохимических, гидрофизических, биологических процессах в природных и техно-природных объектах и применять методы математического моделирования для изучения функционирования этих объектов, способность и готовность использовать знания и умение управлять продуктивностью биоценозов – дополнительные компетенции магистра.