«Ключевые компетенции для Европы» — этой проблеме был посвящен Симпозиум в 1996 г.
Коллектив Лаборатории изучения развития образования Института теории и истории педагогики РАО изучил основные направления повышения качества образования и выявил три основных подхода:
Традиционный – знаниевый подход- под повышением качества образования понимают повышение уровня (объема) научных знаний выпускников, и, исходя из этого, предлагают набор мероприятий (совершенствование содержания образования, набор предметов, перераспределение учебного времени), направленных на увеличение объема и качества знаний. Исходя из этого подхода предлагается строить и систему оценивания ученых достижений учащихся, например ЕГЭ.
Экономико-управленческий подход предполагает решение проблемы повышения качества образования через совершенствование финансовых и управленческих решений в области образования. Сторонники этого подхода рассматривают качество образования как «образовательную услугу», соответственно предлагая меры, направленные на повышение качество услуги как в любом другом виде бизнеса.
Компетентностный подход, сторонники которого под качеством образования понимают «развитие личности во всех аспектах деятельности». В рамках данного подхода разрабатываются инструменты для оценки качества образования в Евросоюзе и проводятся международные исследования по оценке качества PISA, TIMSS, SITES, CIVIC, PIRLS.
С точки зрения А. В. Хуторского, компетентностный подход предполагает иное – такой вектор образования, при котором цели студентов и педагогов соотносятся с потребностями социума, в котором им предполагается жить и работать. Ключевые компетенции – это социальные нормы, ориентирующие систему образования на подготовку и адекватное вхождение студента в социум, с учетом и при согласовании с его индивидуальными особенностями.
Т. А. Дубровская, РГСУ. Дифференциация уровней образования основывается на проектировании различных уровней компетентности, достигаемых обучаемым.
Ступень бакалавриата обеспечивает овладение общекультурным компонентом профессионального образования (ключевыми компетенциями), а также ориентировочной основой будущей профессиональной сферы, готовности к решению профессиональных задач на уровне требований современной профессиональной среды (базовыми компетенциями).