Актуальность. Глубокие изменения, происходящие в общественной структуре, экономических, социальных процессах, модернизация образования предъявляет новые требования к качеству подготовки социального педагога.
Долгое время педагог рассматривался в качестве средства решения возникающих образовательных задач. Считалось, что его профессиональный успех определяет сумма знаний и умений школьников. Проблема индивидуального имиджа как отражение внутренней культуры личности в педагогической науке специально не рассматривалась. Действовал внешний фактор — имидж профессии, который, предполагалось, должен создаваться государством.
Сегодня роль имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта, обеспечивающая не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и определяющая становление культуры педагогической деятельности преподавателя, становится одной из актуальных проблем. Однако в практике педагогической подготовки имидж либо рассматривается вне контекста других профессиональных качеств педагога, либо не соотносится с педагогической техникой, технологией, исключается из культуры педагогической деятельности как ее компонент.
Однако в настоящее время идея формирования имиджа как ценности и условия становления культуры педагогической деятельности социального педагога еще не стало доминирующей идеологией педагогического мышления. Ценности педагогического смысла имиджа смещена в сторону внешних атрибутов: речи, манеры держаться, одежды, прически, макияжа, аксессуаров, а личностный ценностный смысл индивидуального имиджа современной философии образования практически не рассматривается.
Изучение литературы показало, что сложившаяся в Российском обществе специальность социальная педагогика, способствовала формированию определенного статуса и личности. Однако исследований в области определения имиджа социального педагога, в зависимости от сферы его профессиональной деятельности практически не получило достаточного проявления. Не получила отражение в литературе и проблема формирования основ будущего имиджа социального педагога в вузе. Изложенное позволило выявить сложившиеся противоречия между:
· объективной потребностью общества в социальном педагоге с индивидуальным профессиональным имиджем и недостаточном вниманием к его формированию у выпускников педагогических учебных заведений;
· потребностью практики в научно-методическом обеспечении формирования индивидуального имиджа студента как будущего социального педагога и слабой разработанностью этой проблемы в педагогической науке.
Данные противоречия позволили выделить проблему исследования – каковы содержание и особенности формирования имиджа у студентов – будущих социальных педагогов?
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих социальных педагогов в вузе.
Предмет исследования: содержание и особенности формирования основ имиджа будущего социального педагога в процессе его подготовки в вузе.