Предмет и методы психологии массового сознания

Место психологии массового сознания среди дисциплин специализации «социальная психология». Предмет психологии массового сознания. Организованные и неорганизованные большие группы. «Стихийные» объединения людей: толпа, масса, публика. Общественное сознание и массовое сознание. Уровни общественного сознания: теоретическое и обыденное (массовое) сознание. Проблема типологии массового сознания. Методы исследования психологии массового сознания: методы этнографии (анализ продуктов культуры, мифов и обычаев, кросскультурные исследования); социологические методы (опросы, фокус-группы, интервью); методы языкознания (анализ знаковых систем, жаргона).

Тема 2. Основные подходы к определению категории «масса».

Понятие «масса» в психологии и социологии. Масса как толпа (Г. Лебон). Виды толпы: окказиональная; конвенциональная; экспрессивная; действующая. «Преступная толпа» С. Сигеле. Масса как публика (Г. Тард, Р. Парк, Г. Блумер). «Несобранная» публика. Масса как гетерогенная аудитория (Э. Ледерер, Х. Арендт, У. Корнхауз). Масса как уровень некомпетентности (Ф. Ницше, Х. Ортега-и-Гассет). Масса как продукт машинной техники (О. Тоффлер, Ф.Г. Юнгер). Масса как «сверхорганизованное» бюрократическое общество (М. Вебер, К. Маннгейм, Г. Зиммель, Д. Рисмен). Феномен отчуждения. Масса в психоаналитической традиции (З. Фрейд). «Либидинозная конституция массы».

Тема 3. Структура массового сознания.

Основные подходы к выделению структурных составляющих массового сознания (Б.А. Грушин). Элементы массового сознания по происхождению: порожденные данным обществом; порожденные предшествующими обществами («реликтовые»); порожденные другими современными обществами («занесенные извне»). Составляющие массового сознания по способам духовного освоения действительности: чувственные (чувственные образы, эмоциональные реакции, волевые импульсы, потребности); рациональные или когнитивные (суждения, нормы, предписания, мнения); иррациональные (верования, заблуждения, мифология). Типы массового сознания по характеру взаимоотношения с действительностью: рефлективные (образы, понятия, суждения); эвалюативные (переживания, мнения, идеалы); реактивные (нормы, предписания). Формы массового сознания по способу образования его составляющих: стихийные и институционализированные.

Тема 4. Феноменология массового сознания.

Содержание массового сознания, основные феномены. Общественное настроение. Характеристики общественного настроения: предметная направленность (политическое, эстетическое, религиозное настроение); уровень эмоционального накала (апатия, депрессия или подъем, энтузиазм). Социальные представления как характеристика больших групп (С. Московиси). Функции социальных представлений: инструмент группового социального познания, построения образа социального мира; фактор интеграции группы, формирования групповой идентичности. Социальный стереотип (У. Липпман). Предубеждение (предрассудок) как негативный социальный стереотип. Виды предубеждений: расовые, этнические, социальные (классовые). Предубеждение как фактор и результат социальной дистанции (М. Шериф, Н. Аккерман, Т. Адорно). Социальные нормы как средство сохранения общности, повышения ее стабильности и устойчивости. Социальные регуляторы поведения человека. Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности (В.Я. Ядов).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector
x