Цели и задачи современного образования определяются требованиями общества к подготовке специалиста в условиях информатизации. Разработка и внедрение в педагогическую практику современных информационно-компьютерных технологий и создание профессионально ориентированной информационной среды, является основой формирования новой парадигмы образования. Использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе вызвало существенные изменения методов обучения, которые, в свою очередь, способствовали изменению форм, средств и содержание обучения.
Создание профессионально ориентированной информационной среды в вузе включает информационно-компьютерные технологии, как средство обучения, формы, методы и содержание обучения в контексте формирования готовности студентов к использованию информационно-компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности и решает следующие задачи:
1. Информационно-компьютерные технологии максимально используются в
воспитательно-образовательном процессе с целью повышения его эффективности, доступности и качества;
2. Студенты получают специальные знания и навыки по использованию информационно-компьютерных технологий в предметной области их буду
щей профессиональной деятельности;
3. Углубляются и расширяются знания об основах жизни и деятельности в
«информационном обществе» с учетом профессиональной ориентации
студентов.
Как известно, решающее воздействие на развитие личности и на формирование готовности студентов к какой-либо профессиональной деятельности оказывает та среда, то есть те условия, в которых протекает воспитательно-образовательный процесс вуза. Среда обучения, в которой современные информационно-компьютерные технологии являются необходимым и естественным средством познавательной деятельности студента, первым и надежным помощником в решении учебно-профессиональных задач, хранении, систематизации информации, оформлении отчетной документации и т.п. является профессионально ориентированной информационной средой. На протяжении всех лет обучения в вузе студент как бы «живет» в единой информационно-образовательной среде. Эта среда интегрирует в себе как традиционные, так а информационно-компьютерные технологии, в том числе появляющиеся вновь в результате развития средств информатики.
Создание профессионально ориентированной информационной среды предполагает наличие следующих условий:
— наличие компьютерных классов, оснащенных современной техникой и соответствующим программным обеспечением, достаточное количество компьютеров, так чтобы у студента была возможность свободного к ним доступа;
— формирование комплекса информационно-компьютерных умений, как важного элемента профессиональной подготовки студентов, не только в курсе «Информатика», но и при изучении других дисциплин и спецкурсов;
— интеграция на базе информационно-компьютерных технологий информационных и специальных дисциплин, внедрение их в преподавание специальных дисциплин, что требует разработки и реализации соответствующих рабочих программ;
— поддержка процесса обучения новыми педагогическими методиками на базе современных информационно-компьютерных технологий;
— хорошее оснащение информационной учебно-методической литературой, электронными учебниками, обучающими и контролирующими тестами и т.д.;
— развитие потребностей, мотивации, интересов студентов в воспитательно-образовательном процессе к использованию информационно — компьютерных технологий;
— реализация личностно ориентированного подхода к обучению использования компьютерных технологий.
Такая профессионально ориентированная информационная среда не только помогает студенту в более качественном освоении учебных дисциплин, но и дает возможность студенту реализовать себя в познании различных видов деятельности с учетом его склонностей, интересов и способностей. И, кроме того, способствует формированию профессиональной мобильности, то есть готовности к самообразованию в области информационно-компьютерных технологий, способности использовать аппарат информационно-компьютерных технологий как средство решения задач в познавательной и профессиональной деятельности.
Организация воспитательно-образовательного процесса в вузе, при котором студенты имеют дело не только с готовыми профессиональными знаниями, но и с информацией