«Человек в системе». Закономерности развития и функционирования человека как «элемента», живущего жизнью всей системы. Природные объективно-структурные качества. Социальные системные качества. «Сверхчувствительные» системные качества.
Специальные способности социального педагога как элемент социальносистемных качеств.
Тема 6. Основание и движущая сила развития личности.
Совместная предметная деятельность и образ жизни личности. Социализация и индивидуализация личности. Развитие психики и развитие личности. Предпосылки и достижения. Понятие «действия» и «поступка».
Тема 7. Индивидуальные свойства человека и особенности регуляции поведения человека.
Индивидные свойства и индивидуальные свойства человека. Теория Б. Г. Ананьева. Два класса индивидных свойств: возрастно-половые свойства и индивидуально-типические свойства.
Общие особенности регуляции поведения личности. Историческое время жизни, личности и социальное пространство ее жизни. Мотивообразующий фактор социального образа жизни — «быть личностью». Психологические механизмы регуляции поведения личности.
Тема 8. Специфика проявления самооценки, уровня притязаний, установок и конформного поведения личности.
Понятие самооценки личности. Компоненты самооценки. Соотношение самооценки и самосознания у детей, взрослых. Социальная готовность и самооценка личности. Уровни самооценки.
Уровень притязаний как уровень трудности выбираемых субъектом целей. Характеристика уровня притязаний: высота, устойчивость, адекватность. Самооценка и притязания; притязания и успех или неуспех деятельности. Притязания на признание.
Основные условия проявления конформизма. Конформизм и его природа. Степень конформности. Внешняя и внутренняя конформность. Конформность и другие черты личности.
Установка как психическое и нервное состояние готовности индивида, образующееся на основе опыта. Управляющее и динамическое влияние установки на реакции индивида.
Тема 9. Самоконтроль поведения личности в онтогенезе.
Источник развития индивидуальности. Совместные акты поведения, содействия, преобразующие социальную ситуацию