Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что, сколько и как следует производить. Распределение общего объема продукции. Адаптация к изменениям. Позитивные и негативные моменты рыночной системы. Провалы рынка. Внешние эффекты (экстерналии). Общественные блага. Общественный выбор и проблемы «безбилетника», поиск ренты; теорема Коуза-Стиглера, асимметрия информации и негативный отбор, сигналы рынка, анализ отношений «принципал-агент», ящик Эджуорта, общее равновесие. Побочные эффекты. Переход к рыночной системе в российской экономике.
Формирование концепции рынка. «Невидимая рука» А. Смита. «Пусть все идет своим чередом». А. Маршалл о рыночном механизме.
Понятие рынка. Рынок как система отношений, как набор соглашений, как механизм. Условия рынка: специализация, обособленность, свободный обмен ресурсами, величина трансакционных издержек. Функции, принципы функционирования рынка. Структура рынка. Рынок рабочей силы, рынок товаров, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, информационный рынок, рынок человеческого капитала. Оптовые и розничные рынки.
Этапы развития рынка. Социально ориентированное рыночное хозяйство.