При подготовке к семинарским занятиям следует уделять внимание усвоению базовых понятий. При этом надо не «заучивать» то или иное понятие, а самостоятельно конструировать его содержание.
Проведение семинара с элементами дискуссии является одной из действенных форм аудиторных занятий на основе и индивидуального, и группового подходов. Именно дискуссия создает условия эффективного накопления теоретических и фактических знаний, поскольку студент выступает в роли активного участника обсуждаемых вопросов. Однако здесь решается и задача самостоятельной подготовки студентов, так как без базового знания исторических событий и явлений, подходов в исторической науке нет возможности участвовать в дискуссии. Студент приобретает ораторские навыки и возможность практически применять полученную информацию в теории.
К каждой теме семинарского занятия предлагается перечень тем и рефератов.
Реферат представляет собой доклад, научное собрание по какому-либо вопросу. Он должен содержать следующие разделы:
а) введение;
б) содержательная часть;
в) заключение;
г) библиография, перечень использованной литературы.
Студент заранее выбирает тему реферата, подбирает литературу (учебное пособие, монографии, статьи и другие источники по теме). На основании изучения литературы он составляет план и после консультации с преподавателем приступает к написанию реферата. С подготовленным рефератом студент выступает на семинарском занятии. Продолжительность выступления должна быть не более 12-15 минут. В пределах этого времени следует осветить основные проблемы выбранной темы. Реферат должен соответствовать теме семинарского занятия.