В подавляющем большинстве стран каждый шаг по снятию ограничений являлся логичным результатом определенных макроэкономических и политических тенденций в стране. Вступление в ВТО и требования этой организации по снятию ограничений не являлись определяющим фактором либерализации национального банковского сектора в процессе его интеграции в мировое финансовое пространство.
Развитые страны при либерализации принимали в расчет два фактора: с одной стороны, стремление ускорить развитие национального банковского сектора путем увеличения степени конкуренции, с другой — обеспечить местным банкам, достигшим высокого уровня конкурентоспособности, благоприятные условия для выхода на международные рынки финансовых услуг. Еще в 60-е годы ХХ в. усиление процессов глобализации мировой экономики и финансов привело к значительному росту числа зарубежных банковских подразделений развитых стран. В тот период политику активной экспансии на международных рынках проводили банки США, Франции, Великобритании. При этом к моменту начала либерализации был сформирован достаточно эффективный, стабильный банковский сектор, существовали надежные механизмы надзора и регулирования деятельности субъектов банковского рынка. Это позволяло минимизировать риски, связанные с либерализацией, рассматривать ее как один из путей повышения эффективности и конкурентоспособности банковского сектора, национальной экономики в целом.
Развивающиеся страны при либерализации руководствовались стремлением сохранить нормальное функционирование национального банковского сектора. По мнению диссертанта, типичным примером может служить опыт Мексики. В 1994 году девальвация национальной валюты спровоцировала тяжелый экономический спад. Тогда правительство вынуждено было предпринимать меры с целью предотвращения полного разрушения финансовой системы. С 1994 года банковский сектор Мексики был полностью открыт для иностранного капитала. К 2002 году около 80% совокупных активов национальной банковской системы находилось под контролем иностранных инвесторов.
Как показал анализ, в странах с переходной экономикой наблюдалась неоднородность в политике либерализации доступа иностранного капитала на национальные рынки банковских услуг. Для одной группы стран характерна была активная и всесторонняя либерализация банковского сектора, для других — постепенная и контролируемая со стороны государства (как это происходило в ряде развитых и развивающихся странах). К первой группе можно отнести страны Центральной и Восточной Европы, включая государства прибалтийского региона (ЦВЕ), ко второй – страны СНГ и Китай. В отличие от развитых стран Западной Европы, финансовая система некоторых стран ЦВЕ к моменту либерализации находилась не в лучшем состоянии. Ставка была сделана на скорейшую интеграцию иностранного капитала развитых государств в национальную экономику с целью ее восстановления и повышения эффективности. Например, в Венгрии после неудачной приватизации государственных банков и последующих попыток их оздоровления были исчерпаны внутренние ресурсы для восстановления национальной банковской системы. Поэтому активное привлечение иностранного капитала считалось практически единственным шансом повысить капитализацию местных банков, вернуть финансовую систему к нормальному функционированию.
В других странах с переходной экономикой, например, Китае, государство руководствовалось стремлением повысить эффективность национального банковского сектора, стимулировать рост национальной экономики. В период до вступления в ВТО в Китае бурный рост экономики требовал расширения торговли на зарубежных рынках. Это подразумевало снятие дискриминационных мер, применяемых к китайским производителям за рубежом. Вместе с тем для поддержания роста необходимы были огромные инвестиции, которые могла обеспечить либо эффективно функционирующая национальная финансовая система, либо приток иностранного капитала. Китай, решив использовать оба фактора, начал рассматривать возможность вступления в ВТО, принятие на себя обязательств по либерализации доступа иностранного капитала на национальный рынок.