Охарактеризована проблема готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, которая заключается в неоднозначности трактовки понятия, что затрудняет выработку единой концепции подготовки специалистов в вузе. Анализ литературы позволяет констатировать, что «готовность» предполагает конечный результат процесса профессиональной подготовки студентов в вузе.
2. Готовность студентов вуза к будущей профессиональной деятельности представляет собой комплексное понятие, выражающееся в совокупности взаимосвязанных компонентов:
— мотивационно-ценностный компонент отражает мировоззрение и направленность личности, ее потребности, интересы, идеалы, стремления, моральные качества, положительное отношение к будущей профессиональной деятельности, направленность на толерантное восприятие партнеров по взаимодействию;
— теоретический компонент характеризует сформированные общие и профессиональные знания, отвечающие требованиям современного общества, наличие знаний о профессиональной деятельности в меняющихся условиях, наличие знаний о требованиях к специалисту, занимающемуся данным видом профессиональной деятельности;
— операционально-деятельностный компонент свидетельствует о наличии коммуникативных, конструктивных умений, позволяющих решать профессиональные задачи, умений саморегуляции, организации как собственной деятельности, так и деятельности других людей.
3. Сформулировано рабочее понятие готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности. Готовность студентов вуза к будущей профессиональной деятельности понимается нами как — многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру и отражающее сформированность знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств студентов – будущих специалистов, обеспечивающих им успешность в будущей профессиональной деятельности.
4. Проанализированы функции профессиональной деятельности специалиста по социальной работе, необходимые для их реализации умения, а также профессионально важные качества, обеспечивающие успешность специалиста в профессиональной деятельности. Выделены профессиональные умения, на формирование которых будет направлен воспитательно-образовательный процесс вуза: коммуникативные, организаторские, конструктивные, аналитические. Именно эти умения необходимы студенту для успешного вхождения в профессиональную деятельность.
5. На процесс формирования готовности студентов к профессиональной деятельности во время обучения в вузе влияет ряд факторов. К группе социально-экономических факторов, влияющих на процесс формирования готовности студентов – будущих специалистов по социальной работе к профессиональной деятельности мы отнесли: состояние рынка труда в данном регионе, престиж образования и профессии в обществе и в конкретном регионе, уровень образования и материальное положение родителей. К группе психологических факторов мы отнесли мотивационно-потребностную сферу личности, ценности, личностные качества, способствующие или препятствующие осуществлению профессиональной деятельности, эмоциональную зрелость и устойчивость. К группе организационно-педагогических факторов, мы относим: организацию воспитательно-образовательного процесса в вузе, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателей и студентов.
6. Выделены показатели критериев сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности:
— показателями рефлексивного критерия сформированности готовности студентов к профессиональной деятельности будут: наличие положительного отношения студентов к профессии (характеру, процессу и результатам данного вида профессиональной деятельности); наличие осознания значимости будущей профессии; сформированные жизненные и профессиональные ценности; мотивационная направленность студента на овладение избранной профессией, наличие социально-значимых мотивов и морально-волевых качеств личности, сформированность ПВК (ответственность, организованность и т. д.); сформированная адекватная самооценка;
— показателями когнитивного критерия сформированности будут выступать: сформированные знания студентов об особенностях избираемой сфере профессиональной деятельности в современных условиях, востребованность ее видов, требованиях, которые предъявляются к личности специалиста; наличие информированности о возможностях и требованиях к использованию технологии социальной работы; наличие системы базовых фундаментальных, профессиональных и специальных знаний по психологии