Студенты, обучающиеся по специальности «Социальная работа» отдают приоритет общечеловеческим ценностям, при этом на одно из первых мест в ценностях выходит чувство выполненного долга (3 ранг в системе ценностей), а в ценностях-средствах ответственность (надежность) занимает первое место. Высокий ранг ценности любви (6) и семейной жизни (1) при наличии ранга уверенности в себе (2), является показателем значимости нового социального окружения и более дифференцированной оценки себя в контексте жизненной ситуации. Для первокурсников значимыми являются смысловые вопросы «Что?», «Для чего?» и «Как?», которые, в свою очередь, предполагают осмысление будущего. Из данных видно, что ценность – «интересная работа» занимает 4 место в ряду ценностей-целей, что не может не проявляться в формировании профессиональной направленности как обобщенной формы положительного отношения к будущей профессиональной деятельности. Высокая значимость ценности «образованности» в системе инструментальных ценностей отражает процесс интериоризации ценностей будущей профессии и формирования профессионального видения мира, что, соответственно, способствует идентификации студентами себя с субъектом профессиональной деятельности в настоящем.
Именно в процессе выполнения профессиональной деятельности проявляются, закрепляются и корректируются ценностно-смысловые ориентации личности. При этом процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций и выполняемая профессиональная деятельность взаимодетерминированы [198]. Так, в контексте профессионального обучения в вузе, с одной стороны, отношение к профессиональной или учебной среде формируется на основе системы личностных ценностей человека, обусловленных его прошлым опытом (осознаваемая часть этой