Приведенные выше данные получены нами в ходе опроса первокурсников в марте месяце, и если сравнивать их с данными, полученными на основе анализа письменных работ на тему «Почему я выбрал специальность «Социальная работа?», то можно сделать вывод о том, что наблюдается изменения в представлениях студентов о специфике выбранной ими профессиональной деятельности. Кроме того, можно отметить устойчивую мотивацию на овладение будущей профессиональной деятельностью. Полученные результаты учитывались нами в работе по формированию готовности студентов вуза к будущей профессиональной деятельности.
Мотивация выбора будущей профессии и обучения тесно связана с ценностными ориентациями, свойственными студентам. Ценностные ориентации являются внутренним ориентирующим фактором, побуждающим человека к саморазвитию, направляющим его самосовершенствование и определяющим его решение при выборе дальнейшего направления самореализации. «В процессе профессионального обучения в вузе, с одной стороны, отношение к профессиональной или учебной среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных его прошлым опытом (осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностных ориентаций), с другой – сама деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности, ориентируя ее на профессиональное видение мира будущей специальности» отмечает М. С. Яницкий [198].
Так как ценностные ориентации выступают важнейшими детерминантами мотивации личности, в нашем исследовании было уделено внимание их диагностике. Конечно, в процессе жизнедеятельности ценностные ориентации личности претерпевают изменения, однако необходимо отметить, что ведущая группа ценностей сохраняется. Если транслируемые ценности являются профессионально и личностно