Существует классификация, построенная в соответствии со степенью проявления отрицательной направленности личности трудных подростков.
Хевит и Дженкинс выделяют 2 группы:
1. дети с социализированными формами антиобщественного поведения, для них не характерны эмоциональные расстройства и они легко приспосабливаются к нормам антиобщественных групп друзей и родственников.
2. дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые находятся в плохих отношениях с другими детьми и семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативизме, агрессивности, дерзости.
Государственный доклад «О положении детей в РФ» выделяет детей, находящихся в особо трудных условиях – дети «группы риска» — подростки, испытывающие затруднения в социализации. Учащиеся, испытывающие различного рода социально-психологические проблемы, обусловливающие трудности в обучении, профессиональном и жизненном самоопределении.
К «группе риска» относятся учащиеся социально и педагогически запущенные, испытывающие трудности в адекватной самореализации и социализации, подверженные влиянию негативных факторов (как правило, это подростковый и юношеский возрасты).
Трудновоспитуемость – сопротивление ребенка педагогическому воздействию, вызванному разными причинами: педагогическими просчетами воспитателей, дефектами психического и социального развития, особенности характера, другие характеристики детей, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоению учебных программ и социальных ролей.
Таким образом, трудных называют дезадаптированными.
В зависимости от природы, характера и степени дезадаптации можно выделить патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию.
Показателем успешности адаптации является достижение возможности выполнения основных задач деятельности.
В качестве критериев адаптации используются две группы:
Объективные критерии – успеваемость, общественная активность, профессиональная направленность, стабилизация свойств внимания, памяти