Развитие социальной сферы в российском обществе тесно связаны с проблемами разработки, планирования и предоставления социальных услуг населению. Представление о социальных услугах как об объекте маркетинга в социальной работе только складывается, не является однозначным для понимания специалистами.
Маркетинг социальных услуг является отраслью социального управления и базируется на экономических, социологических и управленческих знаниях. Кроме этого, маркетинг социальных услуг можно считать технологией социальной работы, которая имеет сопровождающее, вспомогательное значение.
Социальный маркетинг создает целый ряд инструментов и концепций для реализации программ социальных перемен. В то же время глубоко уважается право каждого индивида решить, принимать ли эти изменения. Маркетинговый подход подразумевает получение людьми чего-то взамен старого – приобретение продукта или принятие новой модели поведения – в то время как они надеются улучшить свою жизнь или, по крайней мере, не сделать ее хуже, чем было прежде.
Интенсивное развитие рыночных отношений требует подготовки специалистов, умеющих целенаправленно и эффективно организовывать рыночную (коммерческую , маркетинговую ) деятельность предприятия (фирмы , организации).
Существование маркетинга насчитывает несколько десятков лет (известны и более оптимистичные оценки). Он возник благодаря стремлению предпринимателей максимально эффективно вести бизнес в конкурентной среде под воздействием реальных факторов внешнего окружения. Многолетняя практика предпринимательства убедительно доказала возможность этого.
Рядом с коммерческой сосуществует некоммерческая сфера человеческой деятельности. Здесь не создаются материальные блага, но возникают иные, не менее значимые и важные для общества ценности. В некоммерческой сфере удовлетворяются такие первостепенные социальные потребности, как потребность людей в управлении государством (через соответствующие институты демократии), в обороне и безопасности, в бесплатных медицине и образовании, в вероисповедании и т.д.
Именно от результатов деятельности органов государственной власти и управления, силовых структур, некоммерческой медицины и образования, органов соцобеспечения, благотворительных организаций зависит безопасное и достойное существование членов общества, в том числе пенсионеров, инвалидов, больных и малоимущих; результаты борьбы со СПИДом, наркоманией, международным терроризмом.
Вся человеческая деятельность, происходящая как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, в конечном счете, нацелена на обеспечение выживаемости общества в конкретных сложившихся условиях. Очень значительная, а зачастую и решающая роль при этом принадлежит субъектам некоммерческой сферы. Именно поэтому студенты социально-психологического факультета специализации «Менеджмент социальной сферы» на 4 курсе изучают маркетинг социальных услуг как одну из дисциплин специализации.
Маркетинг социальных услуг является продолжением дисциплин «Технологии социальной работы», «Основы социального управления», «Администрирование в социальной сфере». Студенты получают представление о технологии маркетингового проектирования социальных услуг, знакомятся со спецификой этого процесса.
Цель учебной дисциплины – сформировать у студентов представление о технологии маркетинга социальных услуг.
Основные задачи дисциплины –
— ознакомить студентов с особенностями социальных услуг как объекта маркетингового проектирования;
— осветить проблемы управления качеством социальных услуг;
— привить навыки маркетингового проектирования услуг;
— ознакомить студентов с особенностями социального маркетинга в коммерческой и некоммерческой сфере;
— привить навыки социальной компетентности в принятии решений;
— осветить инновационные маркетинговые технологи в социальной сфере.
Обязательный минимум содержания дисциплины «Маркетинг социальных услуг»: маркетинг социальных услуг как область социального маркетинга, специфика социальных услуг, технология маркетингового проектирования услуг, маркетинговые исследования в социальной сфере.
Формы организации учебного процесса:
— лекции, на которых рассматриваются теоретические вопросы согласно предложенной рабочей программе;
— семинарские занятия в форме обсуждения основных, проблемных, дискуссионных вопросов, а также проверки самостоятельных работ, выполнение тестовых заданий, в форме фронтального опроса, реферативного изложения студентами предложенного материала;
— организация самостоятельной работы, которая включает выполнение письменных работ по поставленным заданиям.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов. Основные теоретические вопросы, рассматриваемые на лекциях, предполагают активную самостоятельную работу студентов. В целях актуализации сопоставительного, реферативного анализа, уточнения и понимания полученного объёма знаний студентам даются вопросы для самостоятельного изучения, на которые они должны дать ответы в устной или письменной форме.
Семинарские занятия проводятся в форме обсуждения, опроса основных и проблемных вопросов, проверки самостоятельных работ, решения тестовых заданий.
В ходе лекций раскрывается предметно-понятийное содержание учебного курса, с использованием практических примеров. На семинарских занятиях происходит конкретизация изучаемых вопросов, обсуждаются особенности технологии маркетинга социальных услуг.
Виды контроля знаний студентов и их отчётности.
— текущий контроль самостоятельной работы путём проверки с последующей оценкой письменных работ по предусмотренным темам или заданиям.
— оценка студентов по результатам ответов на семинарских занятиях.
— оценка выполнения тестовых заданий по всем темам на семинарских занятиях.
— зачет.
Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, изучивший дисциплину должен:
— иметь представление об особенностях маркетинговой деятельности в социальной сфере;
— знать технологию маркетингового проектирования социальных услуг;
— понимать основы управления качеством социальных услуг;
— уметь организовать маркетинговые исследования в социальной сфере.
— знать основные понятия, принципы и технологии маркетинга и маркетинговых инноваций в социальной сфере;
— уметь применять на практике методы исследования социальной сферы, эволюционных социальных процессов и использовать полученные знания в управлении маркетингом;
— знать принципы социальной ответственности и компетентности, технологии социального партнерства;
— владеть искусством конкурентоспособности и деятельностью «адвоката» потребителя в условиях парадоксов и кризисов.
Критерии оценки знаний студентов. Зачет проводится устно по зачетным вопросам, поставленным в билете.
Оценку «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала; успешно, без существенных недочётов, ответивший на вопросы. Студент при ответах на дополнительные вопросы обнаруживает знания логических связей вопросов с другими разделами курса, предоставляя, однако недостаточно чёткие ответы.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала; допустившему принципиальные ошибки в основных и дополнительных экзаменационных вопросах, не способному к их исправлению без дополнительных занятий по дисциплине.