Промышленный маркетинг
Лекция 1
3 подхода классификации промышленного маркетинга:
1. По виду товара
· Продукция производственно технического назначения (промышленный маркетинг)
· Товары народного потребления (потребительский маркетинг)
· Услуги (рынок услуг)
2. По стадии воспроизводства (вид деятельности)
· Производственная деятельность (промышленный рынок)
· Оптовая торговля
· Розничная торговля (потребительский рынок)
3. По цели покупки (по виду покупателя)
· Коммерческая выгода (промышленный рынок, промышленный маркетинг)
· Личная выгода (потребительский рынок, потребительский маркетинг)
Характеристика маркетинга по цели покупки:
· Все покупатели делятся на оптовые и розничные
· Фирмы покупают как промышленную продукцию, так и товары народного потребления (потребительские товары), но оптом
· Розничные покупатели могут приобретать промышленную продукцию, но для личного пользования
· Потребительские товары в период после их производства и до времени их потребления проходят те же каналы рыночного товародвижения, как и промышленные товары
· В период времени, когда оба вида товаров находятся в рыночных каналах товародвижения, они являются объектом отношений промышленного маркетинга, а их движение осуществляется внутри промышленного рынка, т.к. целью их покупки является дальнейшая перепродажа или производство
Предмет промышленного маркетинга – совокупность взаимоотношений между деятелями промышленного рынка, возникающая вследствие их деловой активности (отношения купли-продажи, научная совместная деятельность, инвестиции и т.д.)
Промышленный рынок включает в себя:
· Рынок промышленной продукции
· Рынок товаров народного потребления, закупаемых оптом для перепродажи
· Рынок промышленных услуг
Промышленный маркетинг – это совокупность взаимодополняющих функций, цель которых так ориентировать производственные функции и возможности предприятия на потребности промышленного рынка, чтобы предприятие в глазах целевых клиентов оказалось наилучшим удовлетворителем возникающих нужд и потребностей по сравнению с конкурентами.
Особенности промышленного маркетинга
1.Изменение конкурентной среды:
Нормы и стандарты
Внешний рынок
Либерализация рынков
Стратегические стандарты
Технологические прорывы
Изменения в окружающей среде
Сокращение жизненного цикла товара
2.новые требования к управлению
Системы just-in-time
Реинжиниринг бизнес процессов
Малозатратное производство
Управление изменениями
Параллельное проектирование
Всеобщее управление качеством
3.необходимые изменения в управленческом поведении
Лидерство
Предприимчивость предпринимательство
Командная работа
Основные определяющие факторы в изменениях конкурентной среды
1. Время
2. Гибкость (возможность удовлетворить каждого конкретного клиента)
3. Затраты (растет доля постоянных издержек)
4. Качество
Типология продукции производственно технического назначения
· Сырье (лес, руды, химическое сырье, нефть, растительное и животное сырье, сельскохозяйственные продукты)
· Материалы (основные – лесоматериалы, стройматериалы, кабельная продукция, электроизоляционные материалы, текстильные изделия, продукты химической промышленности; вспомогательные (не входят в состав конечного изделия) – горюче смазочные материалы, канцтовары
· Полуфабрикаты – прокатная продукция, листовое железо, профильные металлы, основные химические полуфабрикаты, пластмасса
· Комплектующие изделия
· Взаимодополняющие детали – болты, гайки, винты, подшипники
· Оборудование – универсальное, специализированное, вспомогательное, комплектное оборудование
· Объекты капитального строительства
· Промышленные услуги
Специфика спроса и предложения на промышленном рынке
· Спрос на промышленном рынке на продукцию носит производный или вторичный характер, т.е. спрос на средства производства или промышленные услуги появляется только тогда, когда появляется потребность в изделиях, изготовляемых на этих средствах производства.
· Покупатель – либо фирмы, либо предприниматели, т.е. юридические лица
· Процесс покупок – рациональный, формализованный, мультиличностный – группа лиц принимает решение о покупке или продаже, мультиорганизационный – несколько организаций работают на промышленном рынке
· Сильное влияние государства на промышленном рынке
· Международное взаимодействие на рынке и глобализация рынков
· Спрос на промышленном рынке имеет сезонные колебания
· Спрос часто неэластичен
· Спрос и продажи сильно зависят от ритма деловой активности страны
Ускорение процессов взаимодействия на промышленном рынке